О молитве с иеромонахом Макарием.Молитва-личное дело каждого.
Гармония семейных отношений
Блог Веры Зайцевой

О молитве с иеромонахом Макарием

Дата: 11.02.2020 в 16:05
Рубрика: Мысли о вере

О молитве с иеромонахом Макарием

Приветствую вас, дорогие друзья! Продолжаем серию публикаций на различные темы о вере, Боге, христианстве. А также религии, церкви и просто о жизненных ситуациях в рубрике "Мысли о вере".Сегодня тему назовем так «О молитве с иеромонахом Макарием».

Она будет представлена пятью статьями и видеофильмами. Ведет ее иеромонах Русской православной церкви, клирик Иваново-Вознесенской епархии Макарий Маркиш. Церковный публицист, миссионер, как в традиционном понимании, так и в интернет-пространстве, на радио, телевидении, в прессе. Автор многочисленных книг в жанре открытый разговор.

Содержание статьи

Коротко о иеромонахе Макарии

Родился в 1954 году, окончил Московский институт инженеров транспорта. Пятнадцать лет работал программистом в США. Окончил Свято-Троицкую духовную семинарию в Джорданвиле, штат Нью-Йорк. В 2002 году по возвращении в Россию принял постриг, в следующем году рукоположен в сан священника. Отец Макарий участвует в различных форумах, круглых столах. А также интернет-семинарах и конференциях, чтобы помочь людям найти ответы на важные вопросы.

В настоящее время он преподает в Ивано-Вознесенской Духовной семинарии. Любимый жанр публицистики отца Макария — открытый разговор. Священнику можно задать любой вопрос. Он готов помочь людям найти ответы на важные вопросы духовной жизни, православного просвещения и культуры.

Простое и доступное изложение мыслей по той или иной тематике. Пожалуй, рассуждения на самые разные темы, мудрые наставления иеромонаха Макария помогают избавиться от негативных мыслей и переживаний. С его позволения, интервью с ним можно прочитать по ссылке.

МОЛИТВА ОБЩАЯ И ЛИЧНАЯ. Не допускать путаницы!

Сегодня поговорим о молитве. Дело, конечно, всем нам понятное и очень важное, и, к сожалению, как во многих важный делах бывает, в нем возникает путаница. Всем известна такая книжка как молитвослов. Люди берут этот молитвослов и, как они выражаются, начинают вычитывать. Во всем Священно Писании Ветхого и Нового Завета, и, наверное, во всех трудах святых отцов вы не найдете этого слова. И я даже не представляю, как его передать в оригинале.

Короче говоря, вот вычитывают и вычитывают. Если все написано в молитвослове, значит это нужно делать так. Это заблуждение. Молитвослов – это книжка образцов, книжка примеров тех молитв, которые возникли с древних времен и со сравнительно недавних для нашей пользы. Чтобы мы из них подбирали себе свои личные, персональные молитвы.

Помните разницу!

Помните разницу, глубокую и принципиальную, между личной молитвой и молитвой церковной. Личная молитва – молитва между вами и Богом. Церковная молитва – молитва между всеми присутствующими. Когда священник, диакон, чтец, регент, кто бы там ни был, участвует в церковной молитве, он совершает служение всем молящимся в храме. Он служит Богу, и эта служба Богу проходит через службу вам, молящимся.

Когда вы читаете ваши личные молитвы, когда вы молитесь, вы никому не служите, вы обращаетесь к Богу. Поэтому ни в коем случае не пытайтесь сделать себе какое-то подобие устава для вашей личной молитвы. Правило должно быть, обычай должен быть, он складывается между вами и Господом с участием вашего духовника, священника, который принимает вашу исповедь, или другого священника, который вас знает.

Но это молитвенное правило – для вас, не будьте рабом правил, пусть правила служат вам. Я цитирую практически слово в слово святителя Феофана Затворника, одно из его точных высказываний. Не стройте себе правил, не стройте себе уставов, внешних, стройте себе правила и называйте его личным уставом, тем, что полезно вам, что хорошо вам. И когда люди приходят в храм, служба им непонятна, скажем прямо, они начинают какую-то свою собственную молитву учинять в храме, что-то такое читать.

Иногда даже спрашивают: «Батюшка, какую молитву нужно читать, когда находишься в храме?» Ну, ответ ясен: то, что происходит в храме – это ваша молитва. То, что провозглашает священник, диакон, чтец – это делается для вас, чтобы эти слова вошли в ваши уши и стали вашим обращением к Господу. Помните об этом. Всего вам доброго!

ПРЕДСТАВИТЬ СЕБЕ БОГА, представить себя Богу.

Сегодня продолжим разговор о молитве, это тема, неисчерпаемая по глубине и важности. И достаточно часто многим из нас приходится сталкиваться с такой темой: «Вот я молюсь, слова произношу, а передо мной может быть икона или какой-то другой антураж, и что мне можно, что я могу, что мне полезно представлять себе в процессе молитвы?

Вот я молюсь Господу, могу ли я представить себе Спасителя, как Он там ходит, что-то делает, возносится на небо или, наоборот, оказывается истязаем своими мучителями? Или могу я представлять себе Пресвятую Богородицу или какие-то события?» Вроде бы, в некоторых западных или католических руководствах так прямо и сказано, что представляйте себе то, представляйте себе другое, представляйте себе третье.

Молиться нужно Господу

Выясняется, что делать этого нельзя. Не просто не надо, не просто нежелательно, а нельзя. И легко убедиться в этом даже при взгляде на православную икону. Возьмите знаменитые картины Рафаэля «Сикстинская Мадонна» — прекрасный образец живописи. Православные иконы гораздо менее реалистичны. А на самом деле православная икона строится таким образом, чтобы отрезать, отсечь предотвратить это развитие воображения.

Ее формальные линии, ее канонический строй, несколько условный, служат во многом именно для того, чтобы уменьшить полет человеческого воображения, чтобы его приземлить. Почему? Об этом пишет Феофан Затворник, очень разумно. Это образы, которые плодит наше воображение, сначала мы порождаем эти образы, а потом эти образы начинают доминировать над нами.

И в результате мы можем начать молиться собственной мечте, что, конечно, недопустимо. Молиться нужно Господу. Нельзя представлять себе Бога, нужно представить себя Богу. Очень хорошая аналогия – это полупрозрачный экран. Вот стоит человек, часто подсудимый в некоторых судебных системах, трибунал находится за полупрозрачным экраном. Они видят подсудимого, а он их не видит.

Но в отличие от человеческого суда, Божий суд и Божий взгляд знает о нас все. Мы представляем себя ему, мы раскрываем себя навстречу Господу или навстречу тем святым людям, которых я знаю. Вот правильный образец молитвы. Пожалуйста, следуйте ему.

МОЛИТВОСЛОВ: инструкция или пособие?

Сегодня как раз вечерний разговор о молитве. Вечерняя молитва всем нам присуща. Всем разная, конечно, но с другой стороны есть молитвослов, и там прямо сказано – «молитва на сон грядущим». «Грядущим» – т.е. тем, кто «грядет на сон», идет спать. Прямо сказано, какие молитвы вычитать. Вычитал – все, порядок. И это – страшное заблуждение.

Страшнейшее заблуждение, особенно страшное для молодых, которые сначала вырастают в этом вычитывании, а потом у них возникают вопросы – зачем нужно это вычитывание, кому оно нужно? Богу это не надо, мне это тоже не надо, говорят, потому что я этого не понимаю, не ценю, не вижу в них смысла. Кому это надо? Маме? Мама пусть потерпит, а я пойду что-нибудь другое вычитаю.

И эти рассуждения и понимания любому нормальному человеку присущи, но часто преградой пониманию становится молитвослов. Люди смотрят на этот молитвослов как на устав внутренней службы, или даже караульной службы. Кто нарушит устав караульной службы – загремит на гауптвахту как минимум. А может и дальше.

Молитвослов – это пособие к молитве

Но написано в молитвослове – надо исполнять! Это заблуждение, очень печальное заблуждение. Молитвослов – это содействие, пособие к нашей молитве, но ни в коем случае не инструкция к нашей молитве. Инструкция к нашей молитве, общей молитве – это церковный устав. Когда вы приходите в храм, те из вас, кто исполняет обязанности регентов, псаломщиков, певчих, прекрасно понимают, что общественная молитва совершается по уставу. Существуют специальные богослужебные указания, как трактовать устав и т.д.

Но мы говорим о молитве личной, и личная молитва – это личное дело молящегося. Молитвослов оказывает в этом помощь. Святейшего патриарха Кирилла как-то спросили, можно ли молиться своими словами. Патриарх подумал и ответил, что молиться своими словами не можно, а нужно. Не значит, что только своими словами, но это значит, что каждый подбирает свою молитву, исходя из состояния своей души.
Но, конечно, с помощью, по совету, пастырскому совету приходского священника. Спаси Господи.

МОЛИТВА О НЕ ПРАВОСЛАВНЫХ. Бывает ли она в Церкви?

Вопрос сегодня довольно популярный, актуальный, практический вопрос. О том, как мы молимся, и молимся ли мы о не православных людях, о тех, кто находится вне церкви. Будь то наши соседи или сограждане иного вероисповедания, будь то люди, которые из церкви вышли по какой-то причине, будь то печальный случай людей, покончивших с собой, тем самым тоже вышедших из церкви…

Личная молитва, как уже не раз говорилось, — это личное дело каждого из вас, между вами, Господом Богом и, быть может, вашим духовником, который вам даст тот или иной совет. Так или иначе, личная молитва – это личное дело каждого. А вот церковная молитва... Мы приходим в храм, совершаем церковное богослужение, церковные молитвы, наполненные разного рода прошениями о разных людях.

Бывает ли в церкви молитва о не православных?

Иногда некоторые неопытные люди пытаются ответить отрицательно, сказать, что нет. Это неправда. Каждый, кто немножко знаком с богослужением, подтвердит, что это не так. Мы молимся о стране сей, о властях, правительстве и воинстве, в разных формулировках. В зарубежной церкви несколько по-другому, у нас иначе…

В любом случае, мы не повторяем, что это православные воины или православные власти. Это все. Страна наша объединяет людей всех вероисповеданий, и обо всех мы молимся. В литургии есть молитва о вселенной, она произносится обычно священником, но это непосредственно молитва после преложения Святых Даров. Вселенная – это, конечно, не Марс и не Юпитер, но это, в понимании церкви, вся империя.

А империя, естественно, включает в себя людей разных вероисповеданий. Империя – это населенные места, а населены они всеми народами. Однако, есть одна тонкость, которую мы должны помнить: если молитва в церкви совершается обо всех, то, так называемое приношение на литургии или поминовение во время проскомидий совершается действительно только о православных.

Согласно одному из апостольских правил, которое специфицирует, указывает, что приношение совершается о правоверующих. Поэтому когда мы пишем записки на поминовение, тут священник должен вас предупредить, чтобы вы вписывали туда только тех, кто исповедует православную веру. Но, вы можете сказать, что если так, тогда записки на молебнах, на панихидах могут быть обо всех. Здесь уже действует обычай.

Если проскомидийное поминовение – это канон, то поминовение на панихидах следует все-таки обычаю. Следует тоже вписывать туда имена православных верующих людей. Если у вас возникают какие-то сомнения на этот счет, то, пожалуйста, консультируйтесь с тем священником, который совершает данную службу. Мнения тут могут быть разные, но поскольку это обычай, то стараемся ему следовать, и в большинстве случаев следуем.

Но конкретное решение принимает сам священнослужитель. Вот такие важные практические соображения для вас. Всего доброго.

О СПАСЕНИИ, как спасаться, что делать, как жить, как молиться.

Поделюсь с вами сегодняшним разговором. Спрашивает одна женщина: «Батюшка, что нужно для спасения?». Другая женщина говорит в ответ: «Надо для спасения читать молитвы утренние и вечерние внимательно, не пропускать ни одного слова» — и на меня смотрит, чтобы я подтвердил. Я бы сказал: «Нет» — глупо было бы, значит я подтверждаю: «Да, хорошо».

Действительно, молитвенное правило это хорошо, как элемент здорового образа жизни. Другой говорит человек: «Ну что молитвы, гораздо важнее Священное Писание, Библия, Евангелие». Разве можно сказать, что неправильно? Конечно правильно, конечно читайте. Но если так заметить уже для точности, лучше всего начинать, особенно людям малоопытным, со Священного Писания Нового Завета.

Четыре Евангелия и Деяния Апостолов — это такое чтение, которые должно войти в душу каждого человека. Уже не просто внешние обычаи, которым мы следуем, это наша прямая связь со Спасителем, прямая связь с реальностью, которая сделала нас христианами. Разве можно этим пренебречь? Ни в коем случае.

Были времена, когда люди были малограмотны, многие из них даже книг не имели и были неграмотными, но тем не менее люди эти, незнакомые с грамотой, с книгами, знали Священное Писание, а кое-кто куда лучше многих из нас с вами. Как же можно без этого обойтись? А другая женщина вступилась: «Но ведь вы забываете, что мы здесь не одни, что каждый человек живет не в одиночку, что вокруг него есть его близкие, священнослужители, старцы даже, которые молятся за нас, и без молитвы которых мы слабы, мы ничтожны, мы не можем двинуться с места».

Спасение через ближнего

Да, тоже правильно, потому что Бог один создает человечество, людей во множественном числе из любви к нам всем не потому, что чем нас больше, тем больше любит, а во многом потому, что когда мы видим близких вокруг себя, когда мы начинаем служить, жить друг для друга, тем самым мы как раз и движемся к спасению. Спасение через ближнего, такая простейшая фраза. Она имеет очень глубокий смысл.

И, опять-таки, без него мы никуда сдвинуться не сможем. И вот это последнее соображение ведет нас уже к чему? Сознание, знание о том, что Господь на этой земле для спасения создал для нас свою единую святую соборную и апостольскую церковь во всем ее многообразии. Во всей полноте, во всем богатстве и духовного, и материального. Наследие со Священным Писанием, с любовью к друг другу между членами этой церкви.

Пожалуйста, помните, что спасение — это весь человеческий подвиг, подвиг всей христианской жизни Святой церкви.

Напоследок

Хочу отметить, что у иеромонаха Макария много собственных публикаций. Свыше шестисот видеозаписей и около 15000 зафиксированных  ответов на вопросы только в соц.сети Елицы. Конечно, опубликовать все в блоге невозможно. Выбираю самое актуальное на свое усмотрение с позволения священника. При этом не нарушаю категории и разделы, в которых размещены статьи и видео. Если кто захочет полностью познакомиться с публикациями, то сможет сделать это перейдя по ссылке Макарий (Маркиш).

Спасибо вам за внимание, дорогие читатели! Если вы хотите узнать больше о Боге, вере и церкви, то все публикации можете прочитать в рубрике "Мысли о вере". А также, задать любой вопрос священнику. Он готов помочь людям найти ответы на важные вопросы духовной жизни, православного просвещения и культуры. Простое и доступное изложение мыслей по той или иной тематике. Подписывайтесь на обновление статей, а также не забывайте рекомендовать статью своим друзьям в социальных сетях. Приглашаю посмотреть видеофильмы на моем канале You Tube.

Пусть у Вас всё будет хорошо, Вера.

Конечная заставка

Похожие статьи
Оставить комментарий
:p :-p 8) 8-) :lang: :lol: :-pp