Приветствую вас, дорогие друзья! Продолжаем серию публикаций на различные темы о вере, Боге, христианстве. А также религии, церкви и просто о жизненных ситуациях в рубрике "Мысли о вере".Сегодня тему назовем так «О посте с иеромонахом Макарием».
Она будет представлена шестью статьями и видеофильмами. Ведет ее иеромонах Русской православной церкви, клирик Иваново-Вознесенской епархии Макарий Маркиш. Церковный публицист, миссионер, как в традиционном понимании, так и в интернет-пространстве, на радио, телевидении и в прессе. Автор многочисленных книг в жанре открытый разговор.
Содержание статьи
Коротко о иеромонахе Макарии
Родился в 1954 году, окончил Московский институт инженеров транспорта. Пятнадцать лет работал программистом в США. Окончил Свято-Троицкую духовную семинарию в Джорданвиле, штат Нью-Йорк. В 2002 году по возвращении в Россию принял постриг, в следующем году рукоположен в сан священника. Отец Макарий участвует в различных форумах, круглых столах. А также интернет-семинарах и конференциях, чтобы помочь людям найти ответы на важные вопросы.
В настоящее время он преподает в Ивано-Вознесенской Духовной семинарии. Любимый жанр публицистики отца Макария — открытый разговор. Священнику можно задать любой вопрос. Он готов помочь людям найти ответы на важные вопросы духовной жизни, православного просвещения и культуры.
Простое и доступное изложение мыслей по той или иной тематике. Пожалуй, рассуждения на самые разные темы, мудрые наставления иеромонаха Макария помогают избавиться от негативных мыслей и переживаний. С его позволения, интервью с ним можно прочитать по ссылке.
О ЕДЕ В ВЕЛИКИЙ ПОСТ, о воздержании, об ограничении в пище и правильном понимании поста.
Начинается Великий пост, и нам надо дать ответ на первый и самый простой вопрос. Что такое пост и для чего он нужен? Самое прямое и непосредственное значение этого слова — это воздержание от пищи либо совсем, либо от некоторых видов продуктов питания. Чаще всего для быта наших прихожан это воздержание от продуктов мясных, яиц и молочных продуктов. Почему это нужно, в чем смысл, если сам Спаситель говорит, что пища нас не приближает к Богу и не отдаляет нас от Бога, апостол Павел говорит то же самое?
Постился и сам Спаситель и апостолы, но Он напоминает, что дело не в пище. Мы люди имеем в себе духовное начало и материальное. Если духовное начало, наша бессмертная душа питается пищей не материальной, пищей духовной, то наше тело имеет связь с окружающим миром через питание. Поэтому, что мы едим, что к нам поступает в организм, весьма важно. Пища сама по себе не приближает нас к Богу. Но она влияет на нашу жизнь, от нее зависит наша телесное существование. Разные формы бытия в той или иной форме подвержены зависимости от пищи.
Поэтому об этом необходимо заботиться, это не безразлично, хотя само по себе не поднимает нас над землей к небу. И другая сторона этого дела. Ограничение в питании на сегодняшний день, самое простое направление наших ограничений. Очень трудно ограничить себя в мыслях, в чувствах, а кое-что вообще невозможно. Сам факт способности ограничить себя, противостоять своему хочу, крайне важен для нас, как любая практика, как любая тренировка, как любое испытание.
Пост — это школа свободы
И не надо думать, что мясо плохое, а рисовая каша хорошая. Надо думать, что способность удержать свое желание от исполнения, дает нам возможность удержать разного рода дурные качества от реализации. Мы практикуемся, проходя пост. Как спортсмен тренирует свои мускулы, ровно то же самое происходит с человеком постящимся, с его волей, с его личностью. Когда он серьезно берется за христианскую жизнь. Пост — это искусство и школа свободы, ровно противоположно людям далеким от церкви.
А между тем, именно мы приобретаем свободу со следованием путем поста, свободу от зависимости наших прихотей, желаний, устремлений. И, тем самым, эта свобода уже немного поднимает нас над землей, сама по себе еда не поднимает. А вот воздержание, способность удержаться, не последовать своему хочу, а последовать некоему «надо», которое подсказывает нам Церковь. Это самая простая и поверхностная сторона поста, сторона питательная, сторона диетическая.
В ПОСТ НЕЛЬЗЯ ГРЕШИТЬ, а в остальное время можно? Правильно ли мы понимаем пост.
Во время Великого поста нередко люди вспоминают такое важное наставление, что в пост надо менять всю свою жизнь. В самом деле, жизнь меняется не только за обеденным столом, но и по возможности шире, это правильно. Говорят, что пост такое время, когда нельзя грешить. Сами подумайте, хорошее это выражение или нехорошее.
Вроде бы неплохо, если нельзя грешить, а на самом деле довольно-таки скверно, потому что если человек исходит из установки, что в пост нельзя грешить, то что он будет делать, когда пост кончится? Грешить нельзя никогда, пост не мешает, но помогает людям избавляться от некоторых своих качеств, прямых грехов или ведущих ко греху. И вот об этом надо обязательно помнить, когда мы с вами принимаем какие-то решения об изменении нашей жизни в пост.
Типичные примеры
Самый типичный пример — это алкоголь. Человек скажет: «Все, я решил в пост не пить алкоголь» — хорошо или плохо? Кому как. Если у меня нет проблем с алкоголем, если я не алкоголик, если никогда в жизни я не был подвержен и этому злому качеству, тогда да. Ограничить себя или прекратить прием алкоголя в пост это будет элементом самоограничения. Поскольку у меня нет проблемы с алкоголем, значит я Пасху встречу с радостью.
Если другой человек подвержен злоупотреблению алкоголем и хочет исправить себя: «Да, я пью лишнее, вот не буду пить до Пасхи» — странное дело, печальное дело. Если он берет такую вроде бы добрую установку, доброе намерение, это доброе намерение в день Святой Пасхи обернется очень недобрым результатом.
Такому человеку, который злоупотребляет алкоголем, надо сказать: «Ты молодец, прекращай пить во время поста и впредь не трогай бутылку, пост тебе поможет укрепиться в этом деле. И Пасха тебе тоже поможет укрепиться в этом деле. Не трогай бутылку и будешь жив и здоров».
О музыке...
Некоторые говорят, в пост не нужно слушать музыку. То же самое: если музыка для меня не представляет какой-то повод для злоупотребления, повод для опасности. Если я не завишу от тяжелого рока — ну пожалуйста, ограничьте себя в музыке. Если у вас есть зависимость, если вы чувствуете, что вами владеет «музыка» так, как водка владеет пьяницей, значит не надо откладывать до Пасхи. Отложите совсем этот тяжелый рок, тяжелую музыку, которая вас терзает.
А может статься, вместо нее во время поста и впредь вам надо слушать другую музыку, очень возможно. И эта настоящая музыка, которую он будет слушать в пост, поможет ему избавиться от нежелательных последствий, от этого псевдомузыкального воздействия.
ПОСТ, БОЛЕЗНЬ И ГРЕХИ, влияние поста на качество жизни, приобретение сил...
Ни для кого не секрет, что пост в его полноте, в его полном применении хорош для людей без тяжелых телесных заболеваний. Совершенно ясно, что люди с болезнью желудка или поджелудочной железы, с болезнью кишечника или диабетом должны постное питание устраивать по мере своей болезни, следуя советам врача. Не надо специальную беседу проводить на этот тему. Те, кто пренебрегает этим советом, кончают пост обострением болезни.
Интересно другое, у людей, которые какие-то трудности со здоровьем испытывают и начинают поститься всерьез, эти симптомы проходят. В результате досконального соблюдения обычаев поста, люди начинают испытывать ремиссию, избавление от болезней: от известных болезней. Иногда неизвестных: что-то болит, никто точно не знает. Постится всерьез, внимательно, и у него перестает болеть та или иная часть тела. О чем это говорит? Нужно подбирать себе пост так, чтобы пост был для нас, а не мы для поста.
Пост для человека
Это для человека крайне важное соображение, которое вообще распространяется на многие элементы христианской жизни и жизни вообще, в том числе и на пост. Пост для человека. И удивительное дело, а может быть не очень удивительное, что то же самое относится и к греховному качеству, к грехам, непосредственно к недостаткам, к слабости человеческой души.
Не надо думать, что автоматически от того, что вы поменяли себе меню вашего стола или даже образ поведения. Ходили в кино и перестали ходить в кино — у вас сразу же или непосредственно вслед за этим произойдут какие-то положительные нравственные перемены. Например, в семье настанет мир, вы перестанете злиться на людей, раздражаться или депрессия пройдет у вас, вы станете радостными.
Правильные установки на пост
Нет, автоматом это не происходит, требуется внимательное рассуждение. Какое именно пристрастие, какую именно негодную, недобрую силу я отторгаю постом. Приходилось встречать людей, которые начинают поститься, испытывают голод, недовольство, неприязнь, выливают все это на своих близких. И не получается никакого поста.
И наоборот, те же самые похожие симптомы, но правильные нравственные установки, при правильной религиозной установке, при правильном понимании смысла поста, памяти о Господе, памяти о Церкви. Человек приобретает силу для преодоления других греховных ошибочных своих особенностей, и качество жизни улучшается.
ПОСТ: «ЧТО МОЖНО?» И «ЧТО НЕЛЬЗЯ?», кто ставит запреты и кто их выполняет.
Во время Великого поста, в общем-то и в другое время, но в Великий пост особенно, людей часто волнуют вопросы такого рода: можно ли смотреть фильмы? Если да, то какие или можно ли читать книги или стихи, если да, то какие? Можно ли пойти в гости к бабушке, к маме, к дедушке, к друзьям или какую одежду носить — это уже независимо от поста. Дозволено ли длинную юбку до колена или можно ли носить брюки? Позволено ли носить такой платок или шляпку, или вообще не носить? Вот эти все «можно» и «нельзя» у большого числа духовенства вызывает некоторое отторжение.
Священник отвечает: «Вы сами решаете, какую вам юбку носить, какое вам кино смотреть. Вы не в детском саду, взрослые люди, сами определяете, что для вас полезно, что вредно. Что хорошо для поста, что хорошо для праздничных дней, решайте, дорогие, сами». Это очень правильный ответ. И в тоже время, как ни странно бывает для некоторых, на другие вопросы священник отвечает очень четко и определенно.
Пост — дело личное
В частности, меня недавно спросили: «Великий пост, 6 недель и после седмица Страстная. А можно я сокращу пост, я буду поститься только первую седмицу и последнюю?» Я без всяких сомнений сказал: «Нет, нельзя» — «Ну как же, батюшка, нельзя, у вас спрашивали о том и о другом, о третьем. Вы опирались на то, что человек сам должен решать, а что же здесь вот так сразу нет и все?» Ответ очень характерный и важный. Какую вам носить юбку, какое смотреть кино — дело ваше личное. Между вами и вашими близкими и Господом Богом, здесь все сконцентрировано на вашей собственной жизни.
Великий пост дело не ваше личное, дело церковное, обще-церковное. Мы с вами участвуем в Великом посте, как дети Церкви, как части тела Христова, поэтому здесь нам лично ничего решать нельзя. Если Церковь установила пост шесть седмиц плюс Страстная, значит, будьте любезны, следуйте тому, что есть в Церкви. Субъективное против объективного. Частное против общего — вот эту разницу, пожалуйста, себе усвойте и соответствующим образом действуйте.
В личных делах опирайтесь на свою ответственность, развивайте свою свободу и ответственность. А в обще-церковных делах знайте, что это за дело и живите так, как того требует и ждет от вас Церковь.
О ПОСТЕ, ГОРДОСТИ И БЛАГОДАРНОСТИ, о маленьких и больших победах.
Продолжается Великий пост, все понимают, насколько благотворен христианский пост. Почему бы тогда человеку самому не поститься, не определять для себя время поста какое-то, не зависящее от Церкви? Какой-нибудь человек, который от Церкви далек, скажет: «Я тоже буду поститься. Зачем мне эти даты церковные и вообще все эти церковные дела? Когда сочту нужным, буду поститься и тоже буду приобретать все эти добрые дары, которые приобретают христиане во время Великого поста».
Следует ответить, что вы этих добрых даров не приобретете, а приобретете дары недобрые. Это может звучать странно и даже агрессивно, как-то враждебно по отношению к людям, которые еще к Церкви не пришли. Но таким людям мы ответим: вы сначала приходите в Церковь, а потом поститесь. Потому что, когда христианин участвует в постном подвиге, маленьком или большом, кто-то отказывается от какой-нибудь любимой конфеты. Кто-то постится гораздо более серьезно, он совершает подвиг и одерживает победу.
Победу маленькую или большую, победу фундаментальную, не важно, всегда будет победа над каким-то иногда греховным действием. Иногда просто над своей прихотью, желаниями, которые мы называем страстями. Так или иначе, это победа. И когда христианин одерживает эту победу на протяжении поста, установленного Церковью, вместе с Церковью, он совершенно естественно эту победу приписывает Христу: «Господи, благодарю Тебя. Ты мне помог чего-то достичь».
Что происходит во время поста
Во время поста тем самым человек обретает смирение перед Богом, благодарность Богу, радость от своего общения с Богом. Что происходит, когда человек пытается сделать то же самое не в Церкви, не имея контакта с Господом? Он тоже начнет поститься, ограничивать себя в еде и питье. Тоже одержит победу, тоже достигнет хорошего результата. Но что будет спутником этого результата, а иногда даже предвестником этого результата? Страшнейшая гордость: «Вот я какой, я захотел поститься и постился, захотел бросить курить, к примеру, и бросил» — или что-нибудь еще.
И все те победы, которые в условиях церковной жизни, христианской жизни приближают человека к Господу и улучшают его духовное состояние. Дают ему дары удивительные смирения, для человека, вне Церкви находящегося, превратятся в жирные дары гордыни, самовлюбленности, самоуверенности. Да, непосредственный результат поста церковного и нецерковного может быть одинаковым. Но глубинные, фундаментальные результаты будут противоположными. И по этой причине, конечно, пост следует сочетать со своей христианской жизнью.
О ПОСТЕ ДЛЯ БОЛЬНЫХ И ДЕТЕЙ, как соотнести строгость поста с возможностями организма?
Очень важно, чтобы люди понимали, для чего они постятся, что они делают. Хочу вам напомнить, что с древнейших времен существуют определенные церковные каноны, которые впоследствии вылились в церковные правила. В них написано о том, что больной человек постится по мере своих возможностей. Беременная женщина или кормящая мать постится в ту меру, в которую ей позволяет здоровье в ее материнском подвиге.
Заметьте, что церковные каноны, это не медицинский протокол. Глупо предполагать, что документ четвертого века будет перечислять, какую именно болезнь следует предполагать при ограничении в посте. Построение в меню поста вам поможет составить ваш лечащий врач. Если врач вам порекомендует в обязательном порядке выпивать стакан кефира в день, то вы ему ответите: «Будет исполнено!» — , и никак иначе. Это ваше послушание, это ваше смирение.
Наше смирение...
В отличии от вашего самоуправства, от вашей гордости, от уверенности в своих силах, что, мол, я такой, что смогу поститься и никого слушаться не буду. Этого не надо делать, надо слушаться. Тем самым вы приносите пользу не только себе, но и вашим близким, которым не понадобиться тащить вас на скорой помощи в больницу. То же самое относится и к малым детям. Не мучайте детей. Начиная с семилетнего возраста детей следует постепенно вводить в общесемейный режим питания, не раньше и постепенно.
Напоследок
Хочу отметить, что у иеромонаха Макария много собственных публикаций. Свыше шестисот видеозаписей и около 15000 зафиксированных ответов на вопросы только в соц.сети Елицы. Конечно, опубликовать все в блоге невозможно. Выбираю самое актуальное на свое усмотрение с позволения священника. При этом не нарушаю категории и разделы, в которых размещены статьи и видео. Если кто захочет полностью познакомиться с публикациями, то сможет сделать это перейдя по ссылке Макарий (Маркиш).
Спасибо вам за внимание, дорогие читатели! Если вы хотите узнать больше о Боге, вере и церкви, то все публикации можете прочитать в рубрике "Мысли о вере". А также, задать любой вопрос священнику. Он готов помочь людям найти ответы на важные вопросы духовной жизни, православного просвещения и культуры. Простое и доступное изложение мыслей по той или иной тематике. Подписывайтесь на обновление статей, а также не забывайте рекомендовать статью своим друзьям в социальных сетях. Приглашаю посмотреть видеофильмы на моем канале You Tube.
Пусть у Вас всё будет хорошо, Вера.