О поведении в храме с иеромонахом Макарием.
Гармония семейных отношений
Блог Веры Зайцевой

О поведении в храме с иеромонахом Макарием

Дата: 06.02.2020 в 10:41
Рубрика: Мысли о вере

О поведении в храме с иеромонахом Макарием

Приветствую вас, дорогие друзья! Продолжаем серию публикаций на различные темы о вере, Боге, христианстве. А также религии, церкви и просто о жизненных ситуациях в рубрике "Мысли о вере". Сегодня тему назовем так «О поведении в храме с иеромонахом Макарием».

Она будет представлена четырьмя статьями и видеофильмами. Ведет ее иеромонах Русской православной церкви, клирик Иваново-Вознесенской епархии Макарий Маркиш. Церковный публицист, миссионер, как в традиционном понимании, так и в интернет-пространстве, на радио, телевидении, в прессе. Автор многочисленных книг в жанре открытый разговор.

Содержание статьи

Коротко о иеромонахе Макарии

Родился в 1954 году, окончил Московский институт инженеров транспорта. Пятнадцать лет работал программистом в США. Окончил Свято-Троицкую духовную семинарию в Джорданвиле, штат Нью-Йорк. В 2002 году по возвращении в Россию принял постриг, в следующем году рукоположен в сан священника. Отец Макарий участвует в различных форумах, круглых столах. А также интернет-семинарах и конференциях, чтобы помочь людям найти ответы на важные вопросы.

В настоящее время он преподает в Ивано-Вознесенской Духовной семинарии. Любимый жанр публицистики отца Макария — открытый разговор. Священнику можно задать любой вопрос. Он готов помочь людям найти ответы на важные вопросы духовной жизни, православного просвещения и культуры.

Простое и доступное изложение мыслей по той или иной тематике. Пожалуй, рассуждения на самые разные темы, мудрые наставления иеромонаха Макария помогают избавиться от негативных мыслей и переживаний. С его позволения, интервью с ним можно прочитать по ссылке.

О ПОВЕДЕНИИ В ХРАМЕ, элементарные правила

Добрый вечер, братья и сестры. Разговор сегодня о братьях и сестрах, которые приходят в Храм и по какой-то причине оказываются не совсем на месте. Почему они оказываются не на месте? Потому что они приходят не вовремя. Вместо того, чтобы прийти в Храм накануне праздничного дня, вспомните, круг церковных богослужений начинается всегда накануне, со всенощного бдения, вечерней и утренней, которые в приходских храмах служатся вечером, в начале нового дня.

День начинается с вечера, совершаются богослужения вечерней и утренней, и всенощная, на следующее утро люди приходят слушать часы третий — шестый и Божественная Литургия. Вот идешь вечером в храм, помолился, исповедовался вечером, а не утром. Вечером священника попросите, он у вас обязательно примет исповедь. На следующее утро приходите вовремя в Храм, молитесь, свечи зажигайте, если желаете, и причащаться Святых Даров.

Если нарушается режим

Если этот режим нарушается, если вечером в Храм не приходите, а приходите утром и хотите встать на свое место, зажечь свечи, обязательно надо будет исповедаться, а когда? В больших храмах есть второй священник или третий, четвертый. Пока идет Литургия, вы в Литургии не участвуете, ничего не понимаете, не слышите. Вы рассказываете о своих конфликтах с соседкой.

А когда рассказали, священник вам грехи отпустил, и вы идете, пожалуйста, причащаться — тоже не лучший вариант для вас, для ваших прихожан, которые на вас смотрят. Это нарушение общей молитвы, общего чина богослужения. Так не должно быть. Мы, духовенство, стараемся идти людям навстречу, понимаешь, что есть много людей, которые приходят в церковь в первый раз, во второй. Кто-то случайным образом пришел или под давлением обстоятельств печальных.

Понятно, надо проявлять к ним снисхождение. Но те, кто ходят в церковь регулярно, сознательные члены православного прихода, и вести должны себя подобающим образом. И тем самым вы приносите пользу: духовную пользу и практическую всем вашим прихожанам, окружающем вас, и тем, кто пришел в храм.

Пожалуйста, заботьтесь об этом, не забывайте, что наша общая молитва — это наше общее дело.

О ДЕТЯХ В ХРАМЕ, больная тема для родителей и не только

Приходится иногда утешать людей верующих, людей, которые расстраивается, огорчаются, а иногда и негодуют. Когда видят, что в храме порядок нарушают дети маленькие. «Почему родители их не удерживают, почему дети плачут, почему они ходят, почему они стоят, сидят» — все не так. Надо потерпеть, два слова — «надо потерпеть», на то они и дети.

Мы детей учим тому, другому, третьему. Но в храме, когда речь идет, конечно, о маленьких детях, несмышленых, надо дать им возможность, этим детям, почувствовать себя в Храме дома. Не ради того, чтобы самому практиковать свое терпение и невозмутимость, это тоже неплохо и важно. Но что более важно, более существенно, дать этим детям почувствовать, что они пришли домой.

Дети пришли в Храм как домой

Не в управление по делам имущественным, не в Сбербанк, а они пришли куда-то, куда очень хорошо приходить. Где очень хорошо, где мамы и папы на них не сердятся, не указывают, замечаний не делают. И папа, и мама становится добрыми, очень такое очень хорошее место и зависит это и от родителей, и, некоторой мере, зависит от прихожан.

Я лично замечаю, к счастью, именно проявления доброты к таким детям, приветливости. Когда они приходят, и окружающие прихожане вместо того, чтобы начать проявлять недовольство, кого-то по головке погладят, конфету дадут. Даже перед Литургией, дает конфету, съест ребенок конфету, что за беда? Маленькому ребенку, согласно церковному документу, нет необходимости соблюдать Евхаристический пост.

Евхаристический пост есть воздержание от питья и еды от полуночи до Святого Причащения. Он распространяется на тех детей, которые уже какой-то имеют рассудок, с семи лет, поэтому проявляйте доброту к детям. Делайте так, чтобы детям было приятно и радостно быть в Храме. Взрослым радостно, у них там уже духовная жизнь, а дети только смотрят на людей и видят, что там мама добрая и радостная, веселая, и дети тогда будут любить Храм.

О СНИСХОДИТЕЛЬНОСТИ К СТАРИКАМ, бабушки в храме, как относиться к замечаниям

Как-то мы говорили о детях в храме, о том, как надо о них заботиться, не проявлять жесткости и требовательности. Есть двойственная сторона, такого же характера, поведение пожилых людей, пожилых прихожан. Тех самых, которые в тяжелые годы несли на себе бремя гонений против Церкви, трудных в отношениях между государственной властью и Церковью, иногда прямых преследований.

Этих людей надо очень жалеть и быть очень внимательными к их, может не всегда, разумным поступкам. Даже святейший патриарх Кирилл, говорил о том, что иногда некоторые пожилые прихожанки оказываются несправедливыми по отношению к молодежи. Предъявляют какие-то требования, начинают их осуждать за то, что подол не той длинны, рукав не той длинны, волосы не так заплетены, платок не так надели.

Приходские консультанты

Мы понимаем с вами, что это напрасно они говорят, что так не надо обращаться с молодежью. Но и обратный ход тоже не правильный. Не надо ругать этих пожилых людей. Надо видеть их слабость, их какие-то ошибки и покрывать их любовью, терпением. В больших храмах уже несколько лет в разных епархиях действуют приходские консультанты.

Это люди, которые поставлены туда настоятелем храма, это не просто энтузиасты любители, а назначенные Церковные работники. Их задача состоит в том, чтобы широко поддерживать порядок в храме, не как полицейский, а как добрый хозяин смотрит за тем, чтобы его гости друг друга не раздражали.

Маленькие дети, чтобы играли. Старшие, чтобы в свои игры играли, если их игры переставлять свечи на подсвечнике или что-нибудь еще. А главное, чтобы не нарушался мир и благолепие между прихожанами. Сохранялось христианское состояние людей. Вот это задача общая, помогайте приходским консультантам, если они есть. Действуйте самостоятельно, утешайте ваших старших и утешайте и вразумляйте тех, кто очень чем-то не доволен. И тогда все будет хорошо.

ПРИВЕТЛИВЫЕ ИЛИ НАСТЫРНЫЕ? Как встречают незнакомцев в храме

Нередко нас, особенно люди других конфессий, прежде всего евангелистов, протестантов и даже православных иногда, обвиняют, что у нас не хватает приветливости. Люди приходят в какое-нибудь молитвенное собрание баптистов или пятидесятников, а иногда и сектантов хуже того, их там встречают, обхаживают, приветствуют, все у них там прекрасно. Пришел человек в православный храм, и никто на него никакого внимания не обращает. Никто на него не смотрит. Никто ничего не делает.

И вот совсем недавно со мной произошла буквально такая история. Я находился в нашем соборе кафедральном днем, когда службы не было. Вошла женщина молодая сравнительно, и пошла по территории храма от иконы к иконе. Видно, что не знакома с нашей христианской средой православной, понятно было, что она здесь внове еще. И я думаю, вот, надо бы подойти, поприветствовать, сказать «здравствуйте», да чем Вам помочь, да что у Вас случилось.

Люди приходят в Храм к Богу

И вдруг я почувствовал, что я этого делать то не буду. Потому что она пришла не ко мне. Она пришла к Богу. А я, грубо выражаясь, крутился перед ее носом так, чтобы она видела, что если ей что – то нужно узнать, вот, пожалуйста, есть человек, к которому можно обратиться. Если я ей не нужен, я не рисковал и не стал первым обращаться. Не нужно. Я понял, что нужно оставаться в тени, потому что человек, приходящий в храм, приходит к Богу в первую очередь, главным образом. Ну, а остальные ему помогут, если это ему нужно.

И вот это соображение простое. Знаете, вот именно на практике я его почувствовал, воспринял. Оно проводит хорошую границу между конфессиями разного рода неправославными, особенно сектами, не дай Бог, или другими какими-то христианскими, или псевдохристианскими организациями и христианской православной церковью. Там, где Бог далеко, или Его вовсе нет, или Он убран куда-то в неизвестно каком направлении. Там, где дружба, там, где гостеприимство, там, где еще какие-то внешне и не очень плохие качества – там нужна, конечно, активность, там нужно человека встречать.

Ну, представьте, если к вам в дом кто-нибудь вошел, а вы сидите и в потолок смотрите, как будто совсем ни при чем. Ну, извините, хозяин негостеприимный совсем и странный, потому что пришли к вам. Но если этот дом не ваш дом, если этот дом Божий, если вы в нем не хозяин, строго говоря, а всего лишь служитель, помощник, ассистент. Ну, тогда ваше поведение будет другим. Так что вот эту разницу вы учитывайте.

Конечно, нельзя быть негостеприимными, нельзя быть враждебными. Я уж надеюсь, что таких-то у нас не бывает в православной церкви, кроме уж совсем каких-то людей странных. Но помнить это надо – люди приходят к Богу. И наше участие в их приходе всегда лишь только содействие. Но ни в коем случае не замещение собою того небесного Отца, к которому мы пришли. Спаси вас Господь.

Напоследок

Хочу отметить, что у иеромонаха Макария много собственных публикаций. Свыше шестисот видеозаписей и около 15000 зафиксированных  ответов на вопросы только в соц.сети Елицы. Конечно, опубликовать все в блоге невозможно. Выбираю самое актуальное на свое усмотрение с позволения священника. При этом не нарушаю категории и разделы, в которых размещены статьи и видео. Если кто захочет полностью познакомиться с публикациями, то сможет сделать это перейдя по ссылке Макарий (Маркиш).

Спасибо вам за внимание, дорогие читатели! Если вы хотите узнать больше о Боге, вере и церкви, то все публикации можете прочитать в рубрике "Мысли о вере". А также, задать любой вопрос священнику. Он готов помочь людям найти ответы на важные вопросы духовной жизни, православного просвещения и культуры. Простое и доступное изложение мыслей по той или иной тематике. Подписывайтесь на обновление статей, а также не забывайте рекомендовать статью своим друзьям в социальных сетях. Приглашаю посмотреть видеофильмы на моем канале You Tube.

Пусть у Вас всё будет хорошо, Вера.

Конечная заставка

Похожие статьи
Оставить комментарий
:p :-p 8) 8-) :lang: :lol: :-pp