Top.Mail.Ru
О религии с иеромонахом Макарием. Бог один, а религий много.
Гармония семейных отношений
Блог Веры Зайцевой

О религии с иеромонахом Макарием

Дата: 03.01.2020 в 14:15
Рубрика: Мысли о вере

О религии с иеромонахом Макарием

Приветствую вас, дорогие друзья! Продолжаем серию публикаций на различные темы о вере, Боге, христианстве. А также религии, церкви и просто о жизненных ситуациях в рубрике "Мысли о вере". Сегодня тему назовем так «О религии с иеромонахом Макарием».

Она будет представлена четырьмя статьями и видеофильмами. Ведет ее иеромонах Русской православной церкви, клирик Иваново-Вознесенской епархии Макарий Маркиш. Церковный публицист, миссионер, как в традиционном понимании, так и в интернет-пространстве, на радио, телевидении, в прессе. Автор многочисленных книг в жанре открытый разговор.

Содержание статьи

Коротко о иеромонахе Макарии

Родился в 1954 году, окончил Московский институт инженеров транспорта. Пятнадцать лет работал программистом в США. Окончил Свято-Троицкую духовную семинарию в Джорданвиле, штат Нью-Йорк. В 2002 году по возвращении в Россию принял постриг, в следующем году рукоположен в сан священника. Отец Макарий участвует в различных форумах, круглых столах. А также интернет-семинарах и конференциях, чтобы помочь людям найти ответы на важные вопросы.

В настоящее время он преподает в Ивано-Вознесенской Духовной семинарии. Любимый жанр публицистики отца Макария — открытый разговор. Священнику можно задать любой вопрос. Он готов помочь людям найти ответы на важные вопросы духовной жизни, православного просвещения и культуры.

Простое и доступное изложение мыслей по той или иной тематике. Пожалуй, рассуждения на самые разные темы, мудрые наставления иеромонаха Макария помогают избавиться от негативных мыслей и переживаний. С его позволения, интервью с ним можно прочитать по ссылке.

БОГ ОДИН, А РЕЛИГИЙ МНОГО. Почему?

Бог один, а религий много. Почему? Одно из препятствий православному мировоззрению и религиозному образу жизни служит этот вопрос. Такой, как будто бы рациональный. Почему столько религий? Почему этот священник православный, а не римо-католический, не мусульманский, не буддистский, почему не такой, не сякой? Религий много, почему именно ваша самая правильная, или просто единственно правильная?

Вопрос этот острый снаружи, но внутри – никакой. Вопроса нет. Ответ крайне простой, можно сказать формальный, но благодаря этому формализму можно двигаться дальше. Да, Бог один, но людей-то много и они все разные. И индивидуально разные, и национально они тоже разные. Недаром существуют народы и нации. Если мы внутри российской нации, или Русской Православной Церкви друг от друга чем-то отличаемся в индивидуальном плане, то и русский народ отличается от народа китайского.

Крайней глупостью и крайним злом было бы смотреть на другие народи сверху вниз, презирать их, оскорблять. Но, столь же большой глупостью было бы глядя на другие народы, как-то ломать и портить свою собственную народную мысль, национальную идею и, в конце концов, и ту религиозную жизнь, которая присуща нашему народу.

У каждого народа своя судьба

К сожалению распространено невежество. И многие из нас, увы, видят нашу народную национальную религиозную жизнь, нашу национальную идею, наше национальное достоинство с той же степенью смутности, как китайскую или, там, нигерийскую. Просто люди служат своему брюху или чему-то поболее. Но это же уродство! Каждому нашему современнику и, безусловно, всем вам понятно, что это уродство. И его нужно исправлять.

Нужно помогать нашим близким, нашим ближним и не очень ближним восстанавливать в себе это национальное сознание, сознание национального пути. И тогда, на основании этого, уже вырастает осознание нашего духовного наследия, нашей религиозной веры, данной нашему народу. Не потому мы веруем, что живем в Москве, как православные христиане, а потому, что нам удалось получить это православное христианство, что мы наследники русской, российской культуры. Да, повторяю, люди разные. У каждого народа своя судьба.

Вспомним, что наши далекие предки, допустим из славян, первую тысячу лет жили без Христа. А Китай сегодня вторую тысячу лет живет без Христа. Ну что же, всего-навсего это вопрос времени. Как история будет развиваться дальше, мы не знаем, но понимать должны, что нации различаются, и что Господь дает нашей нации (смело указываем себя, не зависимо от этнического происхождения) некоторые дары, которые нам надлежит закрепить сохранить и усилить. Не отказываться от них, глядя на то, что дано другим народам.

КАК ИЗМЕНЯЮТСЯ РЕЛИГИИ?

Сегодняшний вопрос очень широкий и глубокий. Как изменяются религии? Действительно, мы наблюдаем изменение в религиозной практике. В XIX в. в наших храмах были свечи, XX в. уже электричество, а в ХХI в. телевидение, интернет и большие жидкокристаллические экраны. Но мы будем говорить о Церкви.

Не будем обсуждать другие религии, потому, что начав говорить о религиях вообще, нам не хватит времени до утра. А вот, как меняется церковная жизнь. И даже не будем упоминать о свечах и электрическом свете. Мы будем говорить о некоторых формах Богопочитания, о формах и содержании.

Мы утверждаем, что содержание не меняется. Это важнейший принцип православия. Православие есть христианство в своем исходном, изначальном и неизменном виде. Но меняются формы и формулировки. Меняются методы изложения, методы доведения этого содержания до сознания людей. Здесь слово принадлежит той науке, которую у нас сегодня называют Теологией или Богословием.

Процесс изменения бесконечен

Богословие не открывает новых истин, оно не меняет веры, не меняет религии. Богословие меняет и добавляет, улучшает, проясняет, совершенствует формы изложения, формулировки, выводы для человека. И это процесс бесконечный. Не надо думать, что во втором, третьем, четвертом или пятом веках были Богословы, которые что-то такое сформулировали для нас. Они долго не знали, как выразить, что есть Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой.

А потом, начиная где-то с III в. стали формулировать этот факт, как Святую Троицу. Потом, в IV в. уже согласились, и поставили точку. Так что в отношении Святой Троицы – да. А в отношении других каких-то вопросов, которые возникают сейчас, и еще будут возникать, Богословие продолжает свою творческую работу. Еще раз повторяю: не меняют религию, а меняют форму доведения этой религии до человека.

Аналогий здесь может быть много. Возьмем, к примеру, стихи какого-нибудь известного поэта. И вот, разные чтецы читают стихи по-разному, а кто-то, может, сочинит музыку. И, тем самым, эти исходные стихотворения становятся достоянием большего числа людей и с большей ясностью доходят до их душ. Вот, что можно сказать об изменении и неизменности христианства.

О СЛУЖЕНИИ, богослужении, кому нужнее тебе или Богу?

У меня спросили: «Что такое богослужение?» Как можно вообще служить Богу? Разве Он нуждается в помощи? Бог существует помимо людей, вне времени и пространства, Он ни в чем не нуждается. Можно служить близким, можно быть воином, солдатом, работать или служить друг другу. Но как же мы можем служить Богу? Тем не менее, само название нашего религиозного дела «Богослужение» , это ведь не какое-то театральное или шаманское действо, как часто любят называть богослужение противники православной веры.

Священник совершает заупокойную службу, литургию, молебен о здравии и другие богослужения. Почему это так называется, «богослужение»? Дело в том, что Бог — есть любовь, Он отдает Себя людям, Спаситель пришел ради людей. Бог идет нам навстречу, значит, Он ждет ответ. Он отдает свою любовь нам, и служить ему можно только с помощью любви.

Служба ближнему равна службе Богу

Он в этом не нуждается, непосредственно Ему не нужны от нас какие-то действия, но они нужны нам самим. И служа себе и друг другу, мы, тем самым, служим Богу. В одной из последних притч Спасителя мы видим такие слова «Сделали им, значит, сделали Мне». Тут мы видим факт этой связи — служба ближнему равна службе Богу.

Если мы служим друг другу, значит, мы служим Богу, если мы, наоборот, отходим друг от друга, значит мы отдаляемся от Бога. Иными словами, богослужение и в узком смысле этого слова — служение в храме, утренняя, вечерняя службы, и в широком — совершение добрых дел, — все это приобретает смысл только тогда, когда в эту картину входит Бог. Когда Он стоит рядом с нами и соединяет нас друг с другом. И тогда, мы исполняем Волю Божию.

О ПРЕБЫВАНИИ В БОГЕ, можно ли быть со Христом одним целым, древо и ветви

Сегодня интересный вопрос, который задал один читатель. Читая Евангелие от Иоанна, он натолкнулся на слова Спасителя, где Спаситель призывает людей верующих и апостолов Своих быть в Нем: «Вы пребудете во Мне, вы будете во Мне». Как это понять? Не очень ясно. Еще можно представить, что Бог как-то вселяется в человека Святым Духом своим, может быть так, но человек-то как в Бога вселяется?

Странно это, непонятный смысл этого высказывания. А между тем, на самом деле смысл очень понятен и прост, если мы посмотрим, как это иногда бывает, оригинал. Все дело в одном-единственном предлоге, предлоге «в» по-русски и предлоге «на». По-гречески это один и тот же предлог «эн». И речь здесь идет о метафоре, о сходстве общения человека и Бога с единением ветки и ствола дерева.

Помните, ветвь и лоза, также, как ветвь на лозе, мы не говорим, что ветвь в лозе. Мы говорим «ветка на дереве». Но мы можем сказать «человек на Боге», это уже совсем звучало бы дико. Буквально также читайте, это 15-я глава Евангелия от Иоанна, почитайте, посмотрите. Спаситель проводит эту аналогию, очень живую, очень понятную, что человек становится приобщен Богу в общении с Богом, в единстве с Богом, в неотрывном единстве с Богом, в таком же глубоком, как ветка с деревом составляет единое целое, правильно было бы сказать.

Если переводить эту фразу на русский язык точно, по-богословскому, надо было бы сказать так: «так же точно, как ветвь составляет единое целое с деревом, также и вы должны составлять единое целое со Мной». Вот, что говорит Спаситель. Это единое целое, но другая формулировка.

Вынуждены русские переводчики или переводчики на другие языки заменять уже предлогом «в»: «вы прибудете во Мне» — «ветка на лозе». Вот действительно, сильная иллюстрация необходимости исследовать, изучать Писание, трудных мест Священного Писания с опорой на консультации священников, на консультации, комментарии. Пожалуйста, продолжайте это доброе дело.

Напоследок

Хочу отметить, что у иеромонаха Макария много собственных публикаций. Свыше шестисот видеозаписей и около 15000 зафиксированных  ответов на вопросы только в соц.сети Елицы. Конечно, опубликовать все в блоге невозможно. Выбираю самое актуальное на свое усмотрение с позволения священника. При этом не нарушаю категории и разделы, в которых размещены статьи и видео. Если кто захочет полностью познакомиться с публикациями, то сможет сделать это перейдя по ссылке Макарий (Маркиш).

Спасибо вам за внимание, дорогие читатели! Если вы хотите узнать больше о Боге, вере и церкви, то все публикации можете прочитать в рубрике "Мысли о вере". А также, задать любой вопрос священнику. Он готов помочь людям найти ответы на важные вопросы духовной жизни, православного просвещения и культуры. Простое и доступное изложение мыслей по той или иной тематике. Подписывайтесь на обновление статей, а также не забывайте рекомендовать статью своим друзьям в социальных сетях. Приглашаю посмотреть видеофильмы на моем канале You Tube.

Пусть у Вас всё будет хорошо, Вера.

Конечная заставка

Похожие статьи
Оставить комментарий
:p :-p 8) 8-) :lang: :lol: :-pp