О школьной среде с иеромонахом Макарием. Школа и вера.
Гармония семейных отношений
Блог Веры Зайцевой

О школьной среде с иеромонахом Макарием

Дата: 18.12.2020 в 18:10
Рубрика: Мысли о вере

О школьной среде с иеромонахом Макарием

Приветствую вас, дорогие друзья! Продолжаем серию публикаций на различные темы о вере, Боге, христианстве. А также религии, церкви и просто о жизненных ситуациях в рубрике "Мысли о вере". Сегодня тему назовем так «О школьной среде с иеромонахом Макарием».

Она будет представлена четырьмя статьями и видеофильмами. Ведет ее иеромонах Русской православной церкви, клирик Иваново-Вознесенской епархии Макарий Маркиш. Церковный публицист, миссионер, как в традиционном понимании, так и в интернет-пространстве, на радио, телевидении и в прессе. Автор многочисленных книг в жанре открытый разговор.

Содержание статьи

Коротко о иеромонахе Макарии

Родился в 1954 году, окончил Московский институт инженеров транспорта. Пятнадцать лет работал программистом в США. Окончил Свято-Троицкую духовную семинарию в Джорданвиле, штат Нью-Йорк. В 2002 году по возвращении в Россию принял постриг, в следующем году рукоположен в сан священника. Отец Макарий участвует в различных форумах, круглых столах. А также интернет-семинарах и конференциях, чтобы помочь людям найти ответы на важные вопросы.

В настоящее время он преподает в Ивано-Вознесенской Духовной семинарии. Любимый жанр публицистики отца Макария — открытый разговор. Священнику можно задать любой вопрос. Он готов помочь людям найти ответы на важные вопросы духовной жизни, православного просвещения и культуры.

Простое и доступное изложение мыслей по той или иной тематике. Пожалуй, рассуждения на самые разные темы, мудрые наставления иеромонаха Макария помогают избавиться от негативных мыслей и переживаний. С его позволения, интервью с ним можно прочитать по ссылке.

Школа и вера. В школу — за руку с Христом

У взрослых жизнь, как правило, бывает легче, чем у подростков, которые ходят в школу. Совсем маленькие дети, они там в школе варятся, так сказать, как рыба в воде плещется. Взрослые люди имеют свои устремления, свою самостоятельность, свою какую-то, в хорошем смысле, может быть, гордость или свое достоинство, в хорошем смысле, опять-таки, и ведут себя так, как считают нужным.

А вот ребята и девушки возраста 13-ти,14-ти лет и старше, до окончания школы, где-то лет до 16-ти, до 17-ти, на них-то как бы ложится некоторый пресс. Пресс, с одной стороны, среды окружения, с другой стороны, привычки: детские привычки конформизма, то есть, как все, так и я и, с третьей стороны, нередко бывает, сама администрация школы, преподаватели, старшие далеко не всегда могут вести себя правильно, особенно в том, что касается религиозной жизни.

Вот нам надо о них позаботиться с вами. Наши дети или внуки у кого, или племянники, или крестники, крестницы, о них надо проявить заботу и дать им основу для того, чтобы оставаться христианами. Не становиться фанатиками, не уходить в гетто внутреннее или внешнее, не противопоставлять себя окружающему миру, но сопоставлять себя, постоянно сопоставлять себя, то есть ставить себя рядом со Спасителем.

За руку с Христом...

Каждый раз, когда юноша или девушка идет в школу, он должен знать, что он идет за руку с Христом, вместе с Христом входит в класс, и Христос говорит ему и, соответственно, ей: «Ты здесь мой посланник» или «моя посланница». Помните, что такое посланник? Это апостол, то самое слово «апостол» это и есть посланник. И Церковь наша Апостольская.

Почему? Не только потому, что она была основана апостольской общиной, и с апостолов берет свое, так сказать, духовное начало, но и потому, что каждый из нас, и большой, и маленький, и взрослый, и юный — это посланник Спасителя в этот мир. Если наши сыновья и дочери, внуки и правнуки, уж как там получится, осознают, закрепят в своем понимании то, что они апостолы в этом мире, в этом школьном классе, где бы там они ни были, так будет гораздо легче.

Соответственно они будут мерить себя апостольской меркой и свои поступки будут соразмерять уже не с тем, что скажет княгиня Марья Алексеевна, а с тем, что сказал Спаситель. И все будет хорошо у них тогда. Пускай будет, может быть, не все гладко и шито-крыто, не все будет сплошь посыпано сахаром, может где-то будут трудности какие-то, но все эти трудности, все эти неприятности укладываются в их апостольский подвиг, за который они должны быть благодарны Господу.

Успеваемость в школе

У многих из вас есть дети, у кого и внуки, и все они ходят в школу, и все они ведут упорную борьбу с учебным планом и приносят домой разные результаты этой борьбы. Кто пятерки, кто четверки, кто тройки, а кто и ниже, и родители, конечно же, всем этим весьма озабочены. Хочется, чтобы были пятерки, в крайнем случае, четверки, если уж тройка, то дело не очень хорошо, а двойка, так глядишь, и неприятность бывает. Иногда и священнику жалуются.

Что делать? Я ему наняла учителей, а он не хочет, или хочет, но не может… Думается мне, и даже есть основания для этого, что здесь надо смотреть на вещи гораздо спокойнее. Все разные дети. Бывают некоторые отдельные случаи, когда родители должны употребить какие-то усилия на стимуляцию академических интересов, но это, скорее, исключение, чем правило.

А правило – родители должны спокойно смотреть на академические успехи своего отпрыска с тем, чтобы менее спокойно и более внимательно смотреть на его или ее личностное развитие, развитие личности. Когда мальчик или девочка в слезах приходит домой, и выясняется, что у него двойка, надо изменить ситуацию, в корне переломить реакцию ребенка и сказать: «Ты думаешь, меня очень волнует твоя двойка? Меня ты волнуешь как личность, как человек».

Двойку исправим вместе...

Ну, 5-7-летний ребенок этого не поймет, а 10-12- летний отлично поймет. «Двойку мы исправим с тобой вместе. Ты сам(а) поймешь, в чем ты ошиблась, в чем у тебя было заблуждение, что ты не выучил, не знал. Я тебе помогу, и двойку мы исправим. А вот если ты двойку получишь как личность, как человек, двойку получишь за свою жизненную позицию — двойку тебе поставит не учитель, а поставит Господь Бог. Вот это труднее, это гораздо серьезнее, эта двойка не видна, исправить ее далеко не всегда понятно, как».

Если такой разговор вы будете вести со своими юными детьми и внуками, то это уже будет польза. Но и это не значит, что вы должны игнорировать их академические успехи. Конечно, их надо помнить, и, действительно, надо помогать исправлять эти двойки, но, ни в коем случае, не биться ни в стену, ни в потолок, ни в пол ради того, чтобы была пятерка, четверка, что-то в этом роде.

Каждый по-своему. У всех свои способности, интересы, и, действительно, каждый может получить отметки разные. Двоек, конечно, надо избегать, чтобы отметки были удовлетворительными. Ну, если это три, значит, удовлетворительно, значит, удовлетворены педагоги, и, если ребенку не особо интересен этот предмет, не надо на него наседать. Вы больше потеряете, чем выиграете. Поверьте. Всего вам доброго.

Человек для отметки или отметка для человека?

Мы недавно говорили о детских талантах, каких-то особенных индивидуальных качествах, интересах, дарованиях ваших детей, которые, конечно нужно развивать, содействовать в них. Но большую часть своих усилий дети тратят на школу. К тому же особо не разбираются. Там и русский язык и математика, физика, химия – кому что достанется. И, в общем-то, существует «Закон об образовании», его на козе не объедешь.

Если ребенок не желает заниматься музыкой, родители с этим могут согласиться. Но если речь идет об общеобразовательной школе, тут приходится мириться, как мы миримся с приходом зимы или лета. И наши дети это тоже должны воспринимать как факт.
9 классов – хочешь, не хочешь, а нужно закончить. И здесь у нас уже другой рычаг управления, если так можно выразиться.

Это уровень требований. У нас пятибалльная система оценивания, но реально она получается трехбалльная. «Отлично» – это 5, «хорошо» – 4 и «удовлетворительно» – это 3. И, опять-таки, родители, кстати сказать, и учителя тоже, склонны даже дразнить ребенка из-за троек, требуя трудиться и добиваться высших оценок знаний. У нас же для того и существует несколько уровней оценок, чтобы разные учащиеся получали разные оценки. Тройка – это «удовлетворительно».

У каждого свои способности...

Если человек усвоил материал на «3», – удовлетворяет требованиям программы. Хорошо это или плохо? Не знаю. У всех разные таланты. Мне лично приходилось много возиться с детьми, которые учат иностранный язык. Реально у всех разные способности. Не требуйте от детей исключительно отличных оценок. Не человек для оценки, а оценка, для человека. И каждый родитель пускай подумает и сопоставит возможности своих детей, их реальные силы, способности и те требования, которые предъявляются в классе.

У каждого свои способности: у кого-то к математике, у кого-то к гуманитарным дисциплинам. Даже, казалось бы, элементарная русская грамотность, но люди ее по-разному осваивают, не говоря уже об иностранных языках. Поэтому, если вы начинаете мучить своих детей и добиваться от них отличных оценок, вы причините им больше вреда, чем пользы.

Честолюбие родителей – гроб для детских талантов.

Сегодня поговорим о честолюбии родителей. Я не буду говорить о таких всем понятных и очевидных пороках, как гордыня, чванство. К слову «честолюбие» иногда относятся как к нейтральному. Его употребляют и в хорошем смысле слова. Но на самом деле, когда речь заходит о детских талантах, о детском развитии, учебе, о профессиональной ориентации, или о каких-то просто навыках, кружках, спортивных секциях – вот тут это понятие «честолюбие» сплошь и рядом играет очень печальную роль.

Мне рассказывали про девушку, которая хорошо и успешно училась музыке и которая сказала: «Последний раз, когда я открыла крышку фортепиано, было на выпускном экзамене в музыкальной школе». Представляете, до какой степени ее достала мама, которая требовала от дочери заниматься музыкой. Возможно, у нее был музыкальный дар, но как «хорошо» этот дар развивали ее родители, если она абсолютно забросила все это, сдав экзамен.

Не тупо ли, не глупо ли, и действительно, не жестоко ли это по отношению к своему ребенку? Многие возразят, что детям нужно развиваться и пробовать себя, для выявления способностей во многих сферах. Только как? И когда разговор заходит о талантах, одно дело общеобразовательная школа, другое – какие-то особенные нестандартные дарования, склонности, интересы, которые сплошь и рядом не совпадают и не вписываются в школьную программу.

О чем забывают родители...

Здесь нужна особая осторожность и внимание, особый такт, о чем родители очень часто забывают. Многие нормальные, вежливые и разумные люди являются таковыми до тех пор, пока речь не заходит о их детях, на которых они смотрят, как на домашние туфли. «Стань так, сделай то или это». Родители к этому привыкли, но нужно отвыкать. Лучше, конечно, не надо к этому привыкать изначально.

Поэтому младенца нужно пеленать, но как только он начинает расти, нужно сразу привыкать к рассудительности, внимательности, этому самому такту. Все это должно присутствовать особенно при проявлении в ребенке его личных склонностей. Одно дело чистить зубы, или выполнять что-то иное из гигиенических правил, но совсем другое – музыка, живопись, или другие таланты. Дорогие друзья, будьте к этому особенно внимательны и тактичны.

Напоследок

Хочу отметить, что у иеромонаха Макария много собственных публикаций. Свыше шестисот видеозаписей и около 15000 зафиксированных  ответов на вопросы только в соц.сети Елицы. Конечно, опубликовать все в блоге невозможно. Выбираю самое актуальное на свое усмотрение с позволения священника. При этом не нарушаю категории и разделы, в которых размещены статьи и видео. Если кто захочет полностью познакомиться с публикациями, то сможет сделать это перейдя по ссылке Макарий (Маркиш).

Спасибо вам за внимание, дорогие читатели! Если вы хотите узнать больше о Боге, вере и церкви, то все публикации можете прочитать в рубрике "Мысли о вере". А также, задать любой вопрос священнику. Он готов помочь людям найти ответы на важные вопросы духовной жизни, православного просвещения и культуры. Простое и доступное изложение мыслей по той или иной тематике. Подписывайтесь на обновление статей, а также не забывайте рекомендовать статью своим друзьям в социальных сетях. Приглашаю посмотреть видеофильмы на моем канале You Tube.

Пусть у Вас всё будет хорошо, Вера.

Конечная заставка

Похожие статьи
Оставить комментарий
:p :-p 8) 8-) :lang: :lol: :-pp