Top.Mail.Ru
Об исповеди с иеромонахом Макарием. О страхе перед исповедью.
Гармония семейных отношений
Блог Веры Зайцевой

Об исповеди с иеромонахом Макарием

Дата: 15.02.2020 в 21:14
Рубрика: Мысли о вере

Об исповеди с иеромонахом Макарием

Приветствую вас, дорогие друзья! Продолжаем серию публикаций на различные темы о вере, Боге, христианстве. А также религии, церкви и просто о жизненных ситуациях в рубрике "Мысли о вере".Сегодня тему назовем так «Об исповеди с иеромонахом Макарием».

Она будет представлена четырьмя статьями и видеофильмами. Ведет ее иеромонах Русской православной церкви, клирик Иваново-Вознесенской епархии Макарий Маркиш. Церковный публицист, миссионер, как в традиционном понимании, так и в интернет-пространстве, на радио, телевидении, в прессе. Автор многочисленных книг в жанре открытый разговор.

Содержание статьи

Коротко о иеромонахе Макарии

Родился в 1954 году, окончил Московский институт инженеров транспорта. Пятнадцать лет работал программистом в США. Окончил Свято-Троицкую духовную семинарию в Джорданвиле, штат Нью-Йорк. В 2002 году по возвращении в Россию принял постриг, в следующем году рукоположен в сан священника. Отец Макарий участвует в различных форумах, круглых столах. А также интернет-семинарах и конференциях, чтобы помочь людям найти ответы на важные вопросы.

В настоящее время он преподает в Ивано-Вознесенской Духовной семинарии. Любимый жанр публицистики отца Макария — открытый разговор. Священнику можно задать любой вопрос. Он готов помочь людям найти ответы на важные вопросы духовной жизни, православного просвещения и культуры.

Простое и доступное изложение мыслей по той или иной тематике. Пожалуй, рассуждения на самые разные темы, мудрые наставления иеромонаха Макария помогают избавиться от негативных мыслей и переживаний. С его позволения, интервью с ним можно прочитать по ссылке.

О СТРАХЕ ПЕРЕД ИСПОВЕДЬЮ. Духовный паралич и лечение

Сегодня речь пойдет о состоянии довольно частом и обычном, особенно среди мужчин. Мужская природа более консервативна, более упорна. Это состояние закрепления своей неподвижности в своем духовном параличе. Человек говорит: «Да, я знаю, что я живу не так, как надо, попиваю или ворую, все, что угодно. Ну как-то я боюсь идти на исповедь, мне неприятно, лень, расслабленность какая-то чувствуется, мне неохота».

Понимаю, что я неправильно живу, но я ничего не делаю. От этого мне мучительно, неприятно, но пока никуда не идет человек. «Ну что сделаешь, ничего не поделаешь. Я вот такой, не хочу. И на исповедь идти неприятно, я боюсь. Да ну, еще со священником разговаривать» и вообще такого рода странное настроение и при этом жалуется. Знает, что что-то неладно у него. Одно дело, он говорит «не пойду и хорошо, мне нечего там делать» — таких людей я не встречал, потому что они священнику не докладывают о том, что им нечего делать в Церкви.

С таким настроением приходит человек с некоторой жалобой: «Что мне делать? Боюсь я на исповедь идти и не чувствую мотива достаточного», хотя понимает, что надо. С чем можно сравнить? «Что-то зуб болит у меня, не проходит. Я думаю, что мне к зубному идти. Будет больно сверлить, может само пройдет» — это тоже неправильно, но гораздо более терпимо, нежели такое же отношение к своему греху.

С чем сравнить исповедь?

Что такому человеку ответить? Я им отвечаю так: вы мужчина. Представьте, что вы находитесь на передовой в окопе, и вам командир роты дает приказ «в атаку», а вы говорите: «Товарищ командир, вы знаете, мне что-то лень. Да и вообще я боюсь, у меня какая-то расслабленность, я не пойду». Что произойдет с этим человеком? Его расстреляют на месте и совершенно законным образом.

Но этого мало, тут-то расстреляют и все, а в этих условиях, которые вы описываете, будут всякие последствия, о которых рассказывают специалисты по мукам: за какое место подвесят и будут объяснять вам разницу между вечными мучениями и бесконечными мучениями. Вот такого рода трезвение, я думаю, начинающегося с расстрела на месте, хорошо будет демонстрировать состояние человека.

Думаешь, что что-то не то, а Господь-то дает команду, если он уже слышит, что что-то не то, есть грех, надо его исповедать, покаяться — это и есть команда Христа, его командира, что нужно сейчас делать. А он отвечает « да что-то неохота» — вот если всерьез принять эту аналогию, она как раз достаточно глубокая, то, я думаю, уже завтрашнего дня человек ждать не будет, пойдет на исповедь сегодня.

ЧТОБЫ ИСПОВЕДЬ НЕ БЫЛА ФОРМАЛЬНОЙ

Сегодня пару слов надо сказать об исповеди, Таинстве исповеди. Скажу, что учиться исповедоваться нужно каждому, и процесс этот очень долгий. Приснопамятный Патриарх Алексий 2-й в одном из докладов Епархиального Собрания города Москвы говорил так, что исповедь становится буквально перечислением повторяющихся малозначащих слов: «тайноядение», «объедение», иногда какие-то общие термины: «гордился, превозносился».

Все это совершенно бесполезно, говорил Патриарх Алексий. Дело не в том, чтобы сказать какие-то слова, дело в том, чтобы обнаружить грех в себе и исправиться. Результат исповеди человек уносит с собой, как некий ключик к будущему: что я буду делать по-другому. От того, что он произнёс эти слова, значащие или малозначащие... Господь дарит ему дар покаяния, исправления, он этот дар не понимает, он не способен воспринять.

Формализм на исповеди

Священник читает молитву «прощаю, разрешаю от грехов», а человек этого даже не воспринимает. И вот этот формализм на исповеди наблюдают практически все священники, и я в их числе. Это печальное наследие каких-то времен, каких-то привычек. Иногда доходит дело буквально до курьеза. Поскольку я в сети «Елицы» отвечаю на вопросы на портале «Вопросы батюшке», то много приходит вопросов такого содержания: человек пишет: я сделал то-то и то-то, как мне об этом рассказать на исповеди. Ответ очевиден: как вы мне сказали, так и расскажите.

Почему вы должны спрашивать одного священника, что и как говорить другому священнику? Где тут элементарная логика? Логика была бы, если бы было главное на этой исповеди что-то как-то выразить каким-то церковно-славянским или другими словами невразумительными. Ненужно невразумительных слов на исповеди, не нужно никаких формальных правил. Единственное, что нужно реально, с чего человек должен начать — с какой-то краткости.

Когда на исповеди начинает рассказывать: «Знаете, у меня была коза, потом она сдохла» — ближе к делу, дорогие мои, особенно, если стоит очередь человек 40 на эту исповедь. А так помимо краткости ничего специально не нужно. Придите и скажите священнику: «Было то-то, прости меня, Господи, пожалуйста». Священник вам еще даст совет, чтобы этого больше не было. И так все, что угодно, начиная от трудных каких-то вопросов и кончая элементарным.

Если исповедуешь этот грех, значит надо избавляться, чтобы исповедь не была формальной. Всего доброго.

О ВРЕДЕ ВЫДУМАННЫХ ГРЕХОВ. Опасность излишней самокритики.

В разговоре об исповеди мы сталкиваемся со случаями, когда человек из лучших побуждений начинает грехи себе выдумывать, фантазировать. Часто это происходит из-за критического отношения к себе. Это хорошо, правильно, надо быть к себе критичным, но беда в том, что выдуманные грехи мешают видеть грехи настоящие. Когда моя самокритика приводит к каким-то фантастическим конструкциям, тогда я теряю способность по-настоящему увидеть не выдуманный грехи.

Если священник имеет множество свободных минут, чтобы с вами побеседовать, он вас выведет на чистую воду, но если у него нет времени, вы так и можете остаться в стране фантазии. А христианство к фантазиям отношения не имеет. Самый популярный пример — это грех чревоугодия. «Батюшка, согрешила чревоугодием» — стоит огромная очередь, священник не будет вас спрашивать. Согрешила, давайте помолимся, покаемся, идите с миром.

Эпизод из книги

Я припомню вам эпизод из замечательной книги Василия Преображенского епископа кинешемского, который дает иллюстрацию, что такое чревоугодник. Жил в Париже состоятельный человек, у него были средства, он хорошо любил поесть, жил очень счастливо, а потом был очередной кризис, его акции, на дивиденды с которых он жил, превратились в ненужные пачки бумаги.

Что делать, наш друг берет последние гроши, пошел на базар, выбрал себе хорошенького петушка, зажарил в особенном соусе любимом, съел, косточки обсосал и пустил себе пулю в висок. Зачем жить? Нет денег, нет еды вкусной, все, цель его жизни исчерпана, исчезла. Вот чревоугодник. Среди наших зрителей даже близко таких нет. Человек приходит домой, садится есть, перед ним блюдо картошки в мундире с маслом, он ест с удовольствием и думает: «Я же нагрешил, наверно, чревоугодием. Какая беда, какой я грешник, я хуже всех, что мне делать?»

Не нужно впадать в такие фантазии, ешьте вашу картошку, благодарите Бога, ешьте даже шашлык и тоже благодарите Бога, если вы не монах или не постный день. Ваше питание должно быть средством вашей благодарности Богу, вашего лучшего самочувствия телесного, лучшего общения социального, в отношениях семейных, угощайте детей вкусной пищей, родителей. Недаром Таинство Евхаристии, соединение со Христом с происходит посредством питания.

Мы принимаем внутрь, как пищу, самое Тело, самую Кровь Христа. В известном смысле для того Господь и создал наш питательный аппарат, чтобы мы могли причащаться Его Тела и Крови. Просто благодарите Господа, соблюдайте пост, сохраняйте массу тела в должных пределах и будьте счастливы и радостны.

ЧТО СЧИТАТЬ ГРЕХОМ, симптомы и болезнь, как увидеть опасность

Разговор пойдет об исповеди и покаянии человеческом. «Даруй мне, Господи, зрети моя прегрешения» — все вы помните великопостную молитву, она читается Великим постом в Храме, а суть молитвы распространяется на все дни года. Увидеть свои грехи — начало духовного здоровья. Нередко это видение грехов и оценка своего состояния, поведения проходит через некоторую ошибочную проверку.

Что считать грехом

Что считается грехом? Считается ли грехом, если я поругался с женой? Это не считается грехом, это грех, это плохо. Считается ли грехом, если я встал с левой ноги? Почему, какая нога там у вас — я условно говорю. Считается ли грехом, если я свечку зажег левой рукой или вошел в церковь и встал не с той стороны? Фокус в том, фокус оптический, что грех никем не считается. Бог не бухгалтер, никто ничего не считает.

Грех — это реальность вреда, который человек приносит себе и ближним.

Иногда мы встречаемся с явными грехами, когда сталкиваемся с убийством или другими злодеяниями. Иногда это гораздо менее очевидно и требует тщательного индивидуального исследования, для чего, по возможности, и служит Таинство исповеди. Это не всегда возможно, если стоит длинная очередь, мы не можем ничего исследовать.

Священник только скажет: «Этот вопрос сложный, время покажет, посмотрим, как пойдет». Иногда, если очереди нет, если у священника есть свободное время, или вы специально пришли на исповедь в такое время, когда у священника есть возможность с вами поговорить, он попытается вам помочь, чтобы определить, как ваши действия, личные или семейные, или на производстве, где бы вы не были, ложатся на нравственный строй христианский в вашей жизни, как это связано со здоровьем телесным или взаимоотношениями супружескими.

Не надо считать грехи...

Иногда бывают вопросы очень интимные, не подлежащие обсуждению на публике, но вполне подлежащие беседе со священником, конфиденциальной консультации, касающиеся самых глубинных отношений между мужем и женой. Никакого счёта тут нет и быть не может, это поймите, пожалуйста. Это так же, как спросить: считается ли грипп болезнью? Грипп — это болезнь. Если я чихнул, это считается болезнью? Если вы чихнули один раз, никто на это внимания не обратит, если вы продолжаете чихать, если у вас насморк — это симптом.

Может быть симптом незначительный, а может быть кашель — симптом опасной болезни. И уже врач выясняет, а в данном случае лекарь, помощник Врача — священник, Таинство исповеди. Вот к чему все будьте внимательны, не надо считать грехи, надо их выяснять, выявлять и избавляться от них.

Напоследок

Хочу отметить, что у иеромонаха Макария много собственных публикаций. Свыше шестисот видеозаписей и около 15000 зафиксированных  ответов на вопросы только в соц.сети Елицы. Конечно, опубликовать все в блоге невозможно. Выбираю самое актуальное на свое усмотрение с позволения священника. При этом не нарушаю категории и разделы, в которых размещены статьи и видео. Если кто захочет полностью познакомиться с публикациями, то сможет сделать это перейдя по ссылке Макарий (Маркиш).

Спасибо вам за внимание, дорогие читатели! Если вы хотите узнать больше о Боге, вере и церкви, то все публикации можете прочитать в рубрике "Мысли о вере". А также, задать любой вопрос священнику. Он готов помочь людям найти ответы на важные вопросы духовной жизни, православного просвещения и культуры. Простое и доступное изложение мыслей по той или иной тематике. Подписывайтесь на обновление статей, а также не забывайте рекомендовать статью своим друзьям в социальных сетях. Приглашаю посмотреть видеофильмы на моем канале You Tube.

Пусть у Вас всё будет хорошо, Вера.

Конечная заставка

Похожие статьи
Оставить комментарий
:p :-p 8) 8-) :lang: :lol: :-pp