Top.Mail.Ru
У Бога нет имени- беседа с иеромонахом Макарием.
Гармония семейных отношений
Блог Веры Зайцевой

«У Бога нет имени»- иеромонах Макарий

Дата: 27.12.2019 в 17:18
Рубрика: Мысли о вере

"У Бога нет имени"- иеромонах Макарий

Приветствую вас, дорогие друзья! Продолжаем серию публикаций на различные темы о вере, Боге, христианстве. А также религии, церкви и просто о жизненных ситуациях в рубрике "Мысли о вере". Сегодня тему назовем так «У Бога нет имени с иеромонахом Макарием».

Она будет представлена тремя статьями и видеофильмами. Ведет ее иеромонах Русской православной церкви, клирик Иваново-Вознесенской епархии Макарий Маркиш. Церковный публицист, миссионер, как в традиционном понимании, так и в интернет-пространстве, на радио, телевидении, в прессе. Автор многочисленных книг в жанре открытый разговор.

Содержание статьи

Коротко о иеромонахе Макарии

Родился в 1954 году, окончил Московский институт инженеров транспорта. Пятнадцать лет работал программистом в США. Окончил Свято-Троицкую духовную семинарию в Джорданвиле, штат Нью-Йорк. В 2002 году по возвращении в Россию принял постриг, в следующем году рукоположен в сан священника. Отец Макарий участвует в различных форумах, круглых столах. А также интернет-семинарах и конференциях, чтобы помочь людям найти ответы на важные вопросы.

В настоящее время он преподает в Ивано-Вознесенской Духовной семинарии. Любимый жанр публицистики отца Макария — открытый разговор. Священнику можно задать любой вопрос. Он готов помочь людям найти ответы на важные вопросы духовной жизни, православного просвещения и культуры.

Простое и доступное изложение мыслей по той или иной тематике. Пожалуй, рассуждения на самые разные темы, мудрые наставления иеромонаха Макария помогают избавиться от негативных мыслей и переживаний. С его позволения, интервью с ним можно прочитать по ссылке.

КАКОЕ У БОГА ИМЯ? – У Бога нет имени

Добрый вечер, дорогие друзья! Сегодня вопрос довольно хитрый был. Хотя некоторым кажется, что он очень простой. Спросили у меня: «Какое у Бога имя?». Вот один человек, и у него есть имя. Вот другой человек, и у него есть имя. Вот город, у которого есть имя, вот река… А у Бога какое имя? Вопрос исключительно глубокий, но на него есть ответ простой, и у меня есть все основания полагать, что этот ответ – единственно правильный. А именно: у Бога имени нет.

Сейчас я приведу вам доказательства, святоотеческие цитаты, но прежде, чем об этом говорить, вспомним 1913 год, когда русских монахов выгнали с Афона. Среди русского монашества возникла, так называемая, имябожническая ересь, настоящая ересь, с разного рода рассуждениями о Божьем имени, кончилось дело страшнейшим мордобоем, по чистой случайности никто не был убит, но переломы рук и ног были, был изгнан игумен из одного из русских монастырей Афона, потому что он, естественно, сопротивлялся этой ереси, греки потребовали, чтобы русские прислали солдат, которые благочестивых афонских иноков забрали и насильственно вывезли с Афона.

Немного истории

Страшнейший позор для русского монашества. Из-за вот этой имябожнической ереси, которая вела рассуждения о том, какие у Бога имена и о том, что имя Бога – это сам «Бог». В результате они пришли к такому заключению. А вот, что между тем пишут христианские авторитеты. Аристид, апологет, самое начало второго века после Рождества Христова. Его апологии императору Адриану, первая глава, самое начало апологии: «Он есть Бог всего, сотворивший все ради людей. Он не имеет имени, ибо наименование есть общее свойство тварных существ».

Далее еще более известный христианский авторитет Иустин Мученик, середина второго века, апология римскому сенату: «Отцу всего, нерожденному, нет определенного имени, наименование «Бог» — не есть имя, но мысль, всажденная в человеческую природу о чем-то неизъяснимом». И, наконец, писатель-апологет, тоже конец второго века, Марк Минуций Феликс, его апологий под названием «Октавий», там есть такая формулировка: «Не ищи другого имени для Бога, Бог – его имя. Для Бога единого имя «Бог» выражает все». Вот, дорогие слушатели и зрители, я прошу вас образумиться и не заниматься последованием таким странным ересям, как имябожничества.

ГОСПОДЬ — ИМЯ БОЖИЕ? Невежество – открытая дверь для ереси

Сегодня продолжим разговор о Божьем имени. Любят у нас пофилософствовать, побогословствовать, любят у нас пофантазировать. Ну, казалось бы, фантазии – дело простительное, и даже, может быть и неплохое, но в богословии – вещь ужасная. Нельзя фантазировать. Не надо. Вот одна из фантазий состоит в том, что «господь» — это какое-то особенное имя Божье. Вот «господь» – это и есть имя. Это просто невежество! Двойка по Священному Писанию! Почему? А очень просто.

Потому что «господь» и «господин» – две формы одного и того же слова исходного греческого κύριος — кириос, которое, в свою очередь, вошло в греческий язык с древнейших времен, когда греки переводили Ветхий Завет, еврейское Священное Писание, на греческий. Вот тогда это слово κύριος стало обозначением Божества. Почему именно это слово они взяли – разговор немножко другой. Так вот это слово κύριος применимо не только к Богу. Это означает «господин», как мы говорим «господин Иванов, господин Петров, господин Сидоров».

Читайте Евангелие

Ровно так же греки употребляли и продолжают употреблять это слово. И мы находим доказательство этому не где-нибудь, а в самом Священном Писании Нового Завета. Откройте Евангелие и читайте: «…повеле господь его продати, и жену его, и чада его…». Кто это? Господь Бог? Да нет, это притча о должнике, о том, как взяли этого должника и посадили в долговую яму, и господь — это некто иной, как тот человек, которому был должен должник. Он не имеет никакого отношения к Божеству.

Больше того, читаем Евангельское повествование о распятии Спасителя и Его смерти, и разговоре фарисеев с Понтием Пилатом, то есть язычником, человеком, который для фарисеев был вообще не совсем — то человеком, они презирали всех, кроме иудеев. Так вот, обращаясь к Пилату, они говорят: «…господи (звательный падеж), помянухом, яко льстец он…», и обвиняя Христа во лжи, что Он, Господь ( Господь Иисус Христос в данном случае), предсказал свое воскресение из мертвых.

И, обращаясь к Пилату, просят его закрыть гробницу, где был погребен Иисус, обращаясь к нему «господи» (звательный падеж слова «господь»). Вот вам, дорогие зрители и слушатели, дорогие друзья, как легко бывает провести нас на какой-то мякине как нестреляных воробьев. Будьте внимательны и не давайте себя обмануть. Спаси вас Господь.

ЛИЦО И ИМЯ БОГА: метафоры помогают постичь непостижимое

В нашей литературе, в нашем богослужении, в наших молитвах, в Священном Писании то и дело мы встречаем упоминание о лице Божьем, об имени Божьем. Пред лицом Божьим происходит то или иное, во имя Божье происходит то или иное… А бывает ли у Бога лицо? Понятное дело, это метафора – антропоморфическая, то есть похожая, уподобляющая Бога человеку в чем-то, форма выражения. Как мы говорим «сила Божья, рука Божья, десница Божья, гнев Божий, угождение Богу» и так далее.

Все то, что относится к людям, мы и переносим на Бога для того, чтобы нам нужно было понять лучше, что происходит в действительности. Бог по существу своему непостижим. Бог относится к иной реальности. Нам, чтобы проникнуть в эту иную реальность, приходится употреблять какие – то понятия, слова, наблюдения, особенности, свойства, которые присущи нашему, этому миру, прежде всего человеческой природе, тому, что мы наблюдаем в общении между людьми.

Если человек гневается, значит, мы говорим о гневе Божьем. Если человек радуется, значит, Господь тоже может, то есть о чем — то мы можем говорить, перенося на Господа вот это понятие радости и так далее. Но вот здесь возникает еще одно затруднение, связанное с именем Божьим. Уж очень часто это понятие выплывает в богослужебных текстах, в Священном Писании.

Что такое имябожничество?

И вот начинаются разного рода неприятности. Была даже в начале 20 века в русской церкви такая форма ереси, так называемое имябожничество, когда неграмотные и дикие какие – то монахи, к сожалению, и не где-нибудь, а на Афоне стали бунтовать, будто что-то не так было с Божьим именем. Совершенно безумный бунт был, по чистой случайности никто не погиб, но членовредительство было, они выгнали своего игумена Иеронима.

Пришлось их оттуда убрать вооруженными силами, чтобы они не бунтовали. Вот имя то Божье, оказывается… не так с ним просто все. Ну, а как оно на самом деле все? Вот мы читаем очень простые высказывания — второй век, Аристид, апология, один из первых апологетических трактатов христианской церкви: «Он не имеет имени. Имя есть общее свойство сотворенных существ». Другое высказывание еще более авторитетного источника Иустина Философа тоже середины второго столетия, на Иустина опирается значительная часть всего христианского богословия: «Богу нет определенного имени, наименование Бог не есть имя, но мысль о чем-то неизъяснимом».

Немного истории

Марк Минуций Феликс, его трактат под названием «Октавий»: «Не ищи другого имени для Бога. Бог Его имя». Ну, вот, казалось бы, достаточно авторитетные суждения о том, что имя Божье есть тоже одна из метафор, которые как-то дают нам возможность нашим попыткам приблизиться к восприятию реальности Божества. Ну, и как всегда, Священное Писание само по себе тоже дает нам ключик к пониманию этого факта и к опровержению имябожнической ереси о том, что якобы у Бога особенное какое-то есть имя, которое надо как – то раскрыть и из него куда-то дальше пролезть, как говорится, без билета на поезд сесть.

Вот смотрите, апостол Павел в послании к филиппийцам во 2 главе дает такую формулировку: «Перед именем Иисуса преклонилось всякое колено». Колено, значит, люди кланяются, но и под коленами могут подразумеваться всякие племена народов. Как узнать, что преклоняются не перед именем, а перед самим Богом? Вот как узнать? Оказывается, можно. Потому что апостол Павел во всех практически случаях от себя ничего не изобретает.

Он здесь цитирует ветхозаветное пророчество, пророчество Исайи 45 глава, где сказано, приблизительно, то же самое, но с маленьким отличием: «Передо мною преклонится всякое колено», — говорит Господь. А апостол Павел говорит «перед именем Его», ясно давая нам понять, что имя Божье так называемое есть не что иное, как метафора, языковое средство для человека в постижении непостижимого. Спаси вас Господь.

Напоследок

Хочу отметить, что у иеромонаха Макария много собственных публикаций. Свыше шестисот видеозаписей и около 15000 зафиксированных  ответов на вопросы только в соц.сети Елицы. Конечно, опубликовать все в блоге невозможно. Выбираю самое актуальное на свое усмотрение с позволения священника. При этом не нарушаю категории и разделы, в которых размещены статьи и видео. Если кто захочет полностью познакомиться с публикациями, то сможет сделать это перейдя по ссылке Макарий (Маркиш).

Спасибо вам за внимание, дорогие читатели! Если вы хотите узнать больше о Боге, вере и церкви, то все публикации можете прочитать в рубрике "Мысли о вере". А также, задать любой вопрос священнику. Он готов помочь людям найти ответы на важные вопросы духовной жизни, православного просвещения и культуры. Простое и доступное изложение мыслей по той или иной тематике. Подписывайтесь на обновление статей, а также не забывайте рекомендовать статью своим друзьям в социальных сетях. Приглашаю посмотреть видеофильмы на моем канале You Tube.

Пусть у Вас всё будет хорошо, Вера.

Конечная заставка

 

 

Похожие статьи
Оставить комментарий
:p :-p 8) 8-) :lang: :lol: :-pp