Приветствую вас, дорогие друзья! В рубрике "Имена милосердия" первый рассказ был посвящен самарским купцам "Милосердие династии Курлиных". Сегодня продолжу разговор о меценатах нашего города и тему назову так «К. П. Головкин и его вклад в культурное наследие Самары». Что такое милосердие? Прежде всего жалость, сострадание и умение прощать. Служение близким — главное предназначение милосердного человека.
У каждого творческого человека есть мечта, которую он стремится осуществить на протяжении всей своей жизни. Мечта талантливого живописца и щедрого самарского мецената Константина Павловича Головкина была простой и бесхитростной, как и его жизнь. Он делал все возможное, чтобы в родном городе появился Дворец науки и искусства. К сожалению, этим планам не суждено было сбыться. Но тот вклад в культурное наследие города Самары, который внес Константин Павлович, трудно переоценить.
Содержание статьи
История семьи Головкиных
В середине 19-го столетия Самара напоминала рядовой провинциальный городок с плохими дорогами и зданиями без особых архитектурных излишеств. Но, тем не менее, здесь бурно кипела деловая жизнь. Купцы и торговые люди средней руки стремились открыть в городе свое дело.
По такому пути пошла жизнь купца второй гильдии Павла Ивановича Головкина. Этот человек начинал восхождение к успеху простым коробейником. Но, благодаря своей целеустремленности и силе воли, стал владельцем нескольких магазинов.
Павел Иванович женился будучи зрелым человеком. Его избранницей стала внучка купца Шихобалова Елизавета, которая была младше его на двадцать лет. Вскоре в семье Головкиных появился первенец – сын Константин.
Мать Константина Павловича была женщиной образованной, но строгое воспитание заставляло ее во всем подчиняться супругу. А Павел Иванович слыл скупым и властным человеком. Поэтому он сына Костю тоже держал в строгости. Зато мать, Елизавета Степановна, всю любовь и доброту без остатка отдавала детям.
Как купец стал художником
Судьба маленького Кости, как и остальных детей, была предопределена отцом с самого момента его появления на свет. Глава семейства решил, что старший сын обязан стать продолжателем его дела, то есть заняться купеческой деятельностью.
Поэтому по окончании шести классов, что тогда считалось нормальным для образованного человека, Костя стал работать рассыльным в магазине отца. Потом — приказчиком. Когда ему исполнилось 22 года, отец повысил сына в должности, назначив управляющим одного из магазинов.
Казалось бы, жизнь складывается вполне успешно. Чего еще может желать молодой, достаточно богатый человек? Ведь его состояние составляло больше двух миллионов. По тем меркам считалось сказочной суммой. Но у Константина Павловича, кроме купеческого дела, была еще масса увлечений, главное из которых живопись.
Еще в годы обучения в реальном училище Константин Головкин увлекся рисованием. Когда появился новый преподаватель Николай Храмцов, юное дарование с особым энтузиазмом стал заниматься живописью. С карандашом и альбомом он не расставался никогда.
Как можно судить из истории семьи Головкиных, такого ранее не случалось. Константин Павлович стал брать уроки у переехавшего в Самару художника Ф. Бурова. И, хотя систематического образования он не получил, его картины, выполненные в лучших традициях русского реализма, привлекали внимание посетителей выставок.
На Волге.
Последний снег.
Самарские вернисажи
Здесь отдельно нужно сказать несколько слов о творческих энтузиастах. Они вместе с художником самоучкой Константином Головкиным сначала организовали любительский кружок. Потом ежегодно проводили выставки картин. Такие выставки стали знаковым событием, поскольку до этого времени Самара не особенно привлекала творческих людей.
Новое творческое начинание так увлекло Константина Павловича, что он решил создать в городе художественное отделение музея. На протяжении своей недолгой жизни он скрупулезно вел летопись самарских выставок, издал книгу «Вся Самара».
Еще до музея, в 1891 году, Константин Павлович с товарищами начали вести арт-тусовку. Сложилась первая группа самарских молодых художников и прошла первая выставка. А ежегодные выставки стали традицией, оборвавшейся только с началом революции.
К сожалению, несмотря на огромный вклад в культурное наследие города Самары, сохранилось несколько полотен самобытного художника. Причем в самарском Музее Модерна всего одна картина, остальные находятся в частных коллекциях.
Мечта художника и его вклад в культурное наследие Самары
После смерти отца Константин Павлович унаследовал его бизнес, но увлечение живописью не бросил. Современники его описывают как очень умного начитанного человека. Ведь в личной библиотеке семьи Головкиных насчитывалось более двух тысяч томов книг.
Вера в Бога и соблюдение христианских традиций не помешали еще одному увлечению Константина Павловича – механике. Он стал первым самарским владельцем личного авто.
Константин Павлович еще увлекался фотографией. Сохранилось множество снимков, сделанных им лично, которые хранятся в музее.
В 1895 году энтузиасты велосипедного спорта объединились в общество велосипедистов-любителей. Одним из организаторов стал Константин Головкин. Вообще, спорт влиял на формирование характера Константина Павловича. Он не курил, не пил спиртного и соблюдал режим дня. Поэтому редко болел.
Благодаря его инициативе в Самаре появился яхт-клуб. А на собственном авто, как вспоминают его дети, любил выезжать с друзьями-художниками в окрестности Жигулевских гор. Там он часами писал свои любимые пейзажи.
Женился художник, как и его отец поздно. Но это была искренняя и трогательная любовь, которая вдохновила художника на создание уникального проекта дачи. Это сооружение, прозванное жителями Самары «Дом со слонами», до сих сохранилось. Но уже не так блистательно выглядит, как век назад.
Как сложилась жизнь после революции
Октябрьская революция радикально поменяла спокойную размеренную жизнь Самарской губернии. Опасаясь репрессий, Константин Павлович в 1917 году переехал в Иркутск. Там он принял активное участие в археологических раскопках. Но вскоре снова вернулся в родной город. Стал работать музейным архивариусом.
Константин Павлович много сделал для любимого города, хотя не был удостоен звания почетного гражданина. Всю жизнь он оставался скромным человеком. Несмотря на богатство дореволюционной жизни, Константин Павлович жил без всяких излишеств. Он постоянно жертвовал деньги на развитие культуры и благотворительность.
В государственном архиве Самары сохранилась уникальная папка, на которой художник собственноручно написал «Моя мечта». В этой папке детально представлен проект грандиозного трехэтажного сооружения — Дворца науки и искусств. Головкин был готов пожертвовать на создание дворца — 600 тысяч рублей!
Очень жаль, что этот замечательный проект так и остался на бумаге. Но память о талантливом земляке живет на улицах города. Она там, где величественно застыл «дом со слонами». Эта память смотрит с пронзительно простых и душевных полотен самобытного художника.
Константин Головкин — это идеал самарского мецената. Он заработал серьезный капитал. Продавал и пропагандировал творчество, а заработанные деньги снова вкладывал в искусство. Преподносил его безвозмездно городу. Умер Константин Павлович в феврале 1925 года.
Напоследок
В марте 2020 года в Самаре открыли мемориальную доску в память о замечательном самарском художнике, краеведе и археологе. Она размещена на здании дома 131 по улице Куйбышева. Сейчас там находится Центр социализации молодежи.
В каждом городе России были свои меценаты. Каждое государство с гордостью хранит имена милосердных людей. История сохранит их дела милосердия.
В заключении хотела попросить вас о том, чтобы вы присылали статьи о меценатах вашего города. Буду благодарна.
Спасибо вам за внимание, дорогие читатели! Если вы хотите узнать больше о милосердии, подписывайтесь на обновление статей в рубрике "Имена милосердия". А также рекомендуйте статьи своим друзьям в социальных сетях. Приглашаю посмотреть все видеофильмы на моем канале YouTube .
Пусть у Вас всё будет хорошо, Вера.