Приветствую вас, дорогие друзья! В рубрике «Литературное эссе» я не ставлю целью научить вас писать эссе. Просто познакомлю с наилучшими, на мой взгляд, работами в этом жанре российских и зарубежных авторов. Сегодня представлю вам небольшой литературный эскиз Аллы Сорокиной «Что побудило меня написать об этом человеке?». Тему назвала так – Эссе. «Что побудило меня написать об этом человеке?»
Алла Сорокина, публицист, пишет на разные темы. Это и история России, в частности о русском купечестве, на котором держалась изначально экономика России, об интересных людях прошлого. Это актеры, художники, личности, которые остались в истории России. Алла Сорокина – редактор ВГТРК, автор нескольких книг: «Знак судьбы», «Войди в страну любви». Особо стоит «Золотой альбом», написанный к 200-летнему юбилею Александра Сергеевича Пушкина. За нее на конкурсе юбилейных изданий Алла Сорокина получила вместе с издателем Диплом первой степени. С несколькими рассказами я вас хочу познакомить.
Содержание статьи
Эссе. «Что побудило меня написать об этом человеке?»
Посмотрела еще раз фильм 40-х годов «Воздушный извозчик», где снимались замечательные актеры: Людмила Целиковская, Константин Сорокин и, в роли летчика гражданской авиации Баранова Ивана Кузьмича, Михаил Иванович Жаров, и снова оказалась во власти обаяния актера… а, может быть, Ивана Кузьмича? Красивого мужественного человека с сильными руками и спокойным твердым взглядом.
Человека, которого невозможно не полюбить, и не довериться ему сразу и навсегда. И сочувствуя ему и сопереживая, испытываешь и восторг, и любовь, и удивление, и необыкновенное ощущение покоя. Михаил Иванович Жаров, сыграл роль Ивана Кузьмича, героя кинофильма, но настолько живого, что его не могло не быть в реальной жизни. Так точен, так правдив и понятен его образ в исполнении актера.
И такое воплощение Жаровым в жизнь его героев присутствовало в каждой его киноработе. Кто-то из партнеров Жарова по фильму «За тех, кто в море», в котором Жаров играл роль капитана Харитонова, вспоминал: «Михаил Иванович решил пройтись по улице одетым по всей форме. На углу стояла группа молодых матросов, о чем-то оживлено беседующих. Увидев Жарова, они замолчали, отдали ему честь. Затем один из них догнал его, и, обратившись по всей форме, сказал: «Товарищ капитан второго ранга, разрешите сфотографировать Вас. Необыкновенный случай, вы удивительно похожи на артиста Жарова. Если бы не морская выправка, мы бы подумали, что вы – переодетый актер».
«Я не мог желать лучшей оценки моей работы над образом моряка, — вспоминал Жаров, — счастливый и гордый, я отправился на съемку. Потом говорили, что сцены, снятые в те дни, были самой лучшей моей удачей в фильме».
Его герои – люди с разными биографиями …
Жаров не стремился стать внешне неузнаваемым в новой роли. Но мало меняясь внешне, Жаров представал в каждой новой роли другим. Его герои – люди с разными биографиями, разными характерами, персонажи благородные и не очень, умные и недалекие, мужественные и безвольные.
Каждый из его героев говорил знакомым жаровским голосом, который артист не старался менять, улыбался знакомой жаровской улыбкой, а люди возникали своеобычные. Личность Жарова была настолько глубока и богата, что ни одна роль не была самоповторением. Но из роли в роль артист нес свою жаровскую тему.
В списках его ролей люди всех профессий. Он был в фильмах и на сцене рабочим, крестьянином, матросом, служащим, ученым, генералом армии, летчиком. Популярность Михаила Жарова была необыкновенной, творческая судьба сложилась счастливо. Ему довелось работать с выдающимися режиссерами театра и кино, чьи работы были вехами русского искусства. Это и В. Мейерхольд, А. Таиров, Б. Равенских, С. Эйзенштейн, Г. Козинцев и многие другие великие- кажется проще назвать тех режиссеров, с которыми не работал Жаров.
На сцене Жаров встречался с такими глыбами и корифеями театрального искусства как Василий Качалов, Иван Москвин, Вера Пашенная. Великие старухи Малого театра: Александра Яблочкина, Варвара Рыжова и Дарья Турчанинова ценили талант Михаила Жарова.
Жаров необыкновенно жизнелюбив...
Скольким поколениям знакомо и дорого имя этого артиста. По сей день, увидев его улыбку с экрана телевизора, на сцене, в кинофильмах, ощущаешь кипучую, только ему присущую мощь его темперамента, и кажется, что он был и будет всегда рядом. Все образы Жарова объединяет одно качество – жизнелюбие.
Жаров жизнелюбив и тогда, когда он играет своих героев. Само видимое удовольствие, с которым актер исполнял любую свою роль, создавало оптимистическую, часто веселую, юмористическую тональность, дарящую ту самую радость, которая неотъемлема от восприятия жаровского творчества.
Еще до революции мальчуган с московской окраины увлекся театром, проникнув в статисты оперного театра Зимина, в котором пел Шаляпин. А Жаров начинал свою актерскую деятельность в массовке стражником с алебардой. Попал он и в массовку какого-то исторического фильма, снимавшегося на Кинофабрике Александра Ханжонкова.
Но серьезный творческий путь Жарова начался только в 20-годы в первом Художественном фронтовом театре, в кино, в фильмах «Аэлита», «Папиросница от Моссельпрома», «Мисс Менд» и других. Фильмы тех лет запечатлели стройного кудрявого юношу со светлыми озорными глазами и такой улыбкой, на которую нельзя было не ответить улыбкой…
А в 1931 году в первом русском звуковом фильме «Путевка в жизнь» Жаров сыграл образ Жигана, героя воровского мира, ловкого, веселого, полного ухарства, насмешливого цинизма, обаятельного, но и страшного своим обаянием. Многокрасочность, подчас противоречивость, контрастность – вот что отличало лучшие образы, создаваемые Жаровым. Да разве можно описать все пятьдесят ролей, сыгранных актером в кино.
Одна из самых ярких ролей Жарова...
Расскажу об очень яркой, вернее одной из ярких ролей Жарова — Алексашки Меншикова, сподвижника императора Петра Великого в фильме «Петр I». О свойстве Жарова насыщать роль очень точно сказал народный артист Николай Симонов, сыгравший роль царя Петра. «Счастья баловень безродный, полудержавный властелин, прошедший путь от торговца пирогами с зайчатиной до генерал-фельдмаршала, правителя всея Руси: Жаров – актер истинный, способный так глубоко проникать в материал роли, что не знаешь – где он и где кончается роль. Я это хорошо знаю не только как зритель, но и как партнер».
Как бы продолжая впечатления Симонова -– еще один эпизод на репетиции одной из батальных сцен фильма «Петр I». Жаров на скаку поймал летящее в него ядро, развернулся и бросил его назад, в лагерь врага. Этого в сценарии не было. Восхищенный находчивостью актера, Алексей Толстой сказал ему: «Слушай, а ведь третью серию я буду писать с тебя! Это только мой Меншиков мог так подхватить ядро».
Жаров мог все, чтобы ни делал...
Писатель в дальнейшем как бы сверял роль «по Жарову». Фильм «Петр I» снимался в конце 30-х годов XX века, а ближе к нам сериал о деревенском детективе Анискине , уполномоченном, хитром, увертливом, по-мужицки лукавом и простодушным, безгранично честном и преданном своему делу.
Жаров нес в себе заряд неиссякаемой бодрости. В своей книге «Жизнь, театр, кино» он писал: «А вообще мне повезло. Встречая на улице незнакомых людей, я вижу, как теплеют их глаза, разглаживаются морщины у рта и вдруг собираются веселые складки у глаз. Для меня это высшая награда – приносить радость людям! А для этого стоит жить и работать?!».
Но Жаров делал все, что мог, и мог все, чтобы ни делал. И каждая встреча с актером Жаровым – радость для людей. Что же касается роли Ивана Кузьмича, летчика из фильма «Воздушный извозчик», то этот образ все равно стоит особняком в ряду ролей Михаила Ивановича. Надежность и честь, большая любовь его жизни к Людмиле Целиковской, вызывают уважение и веру в сильного человека. А Михаил Иванович Жаров таким и был.
Напоследок
У вас так бывает, когда читаешь что-то близкое твоему сердцу, кажется, что ты именно так думал, но написать не успел? Прочитанное полностью согласуется с твоим внутренним миром, но долго хранилось где-то внутри, ожидая своего часа. В этом весь жанр эссе: писать только то, что тебе близко и интересно. Этот жанр субъективный, поэтому и оценка его может быть субъективной. То, что нравится мне – не вызывает эмоций у другого. Поэтому пишите отзывы по прочитанным работам – будем обсуждать вместе.
Приглашаю вас посмотреть и послушать видео песни "Михаил Жаров, Рина Зелёная — куплеты из фильма «Путёвка в жизнь», снятый каналом Эйно Антилла.
Спасибо вам за внимание, дорогие читатели! Если вы хотите узнавать интересное в мире литературы, то подписывайтесь на обновление статей в рубрике "Литературное эссе". Также не забывайте рекомендовать статью своим друзьям в социальных сетях! Приглашаю посмотреть видеофильмы на моем канале You Tube.
Пусть у Вас всё будет хорошо, Вера.