Приветствую вас, дорогие друзья! Продолжаем серию публикаций на различные темы о вере, Боге, христианстве. А также религии, церкви и просто о жизненных ситуациях в рубрике "Мысли о вере".Сегодня тему назовем так «Мифы и заблуждения с иеромонахом Макарием».
Она будет представлена пятью статьями и видеофильмами. Ведет ее иеромонах Русской православной церкви, клирик Иваново-Вознесенской епархии Макарий Маркиш. Церковный публицист, миссионер, как в традиционном понимании, так и в интернет-пространстве, на радио, телевидении и в прессе. Автор многочисленных книг в жанре открытый разговор.
Содержание статьи
Коротко о иеромонахе Макарии
Родился в 1954 году, окончил Московский институт инженеров транспорта. Пятнадцать лет работал программистом в США. Окончил Свято-Троицкую духовную семинарию в Джорданвиле, штат Нью-Йорк. В 2002 году по возвращении в Россию принял постриг, в следующем году рукоположен в сан священника. Отец Макарий участвует в различных форумах, круглых столах. А также интернет-семинарах и конференциях, чтобы помочь людям найти ответы на важные вопросы.
В настоящее время он преподает в Ивано-Вознесенской Духовной семинарии. Любимый жанр публицистики отца Макария — открытый разговор. Священнику можно задать любой вопрос. Он готов помочь людям найти ответы на важные вопросы духовной жизни, православного просвещения и культуры.
Простое и доступное изложение мыслей по той или иной тематике. Пожалуй, рассуждения на самые разные темы, мудрые наставления иеромонаха Макария помогают избавиться от негативных мыслей и переживаний. С его позволения, интервью с ним можно прочитать по ссылке.
НАТОЩАК? Предрассудок о святой воде.
Добрый вечер, дорогие друзья! Настал момент рассеять один предрассудок, причем распространенный. Причем такой предрассудок, который не считаю предрассудком, а который я считаю чем-то таким важным, даже догматическим. Предрассудок этот состоит в том, что святую воду можно пить только натощак. Да, утром встать, попить святой воды – это неплохо. Но в какой-то другой момент, если я желаю попить святую воду – нельзя, только натощак.
Почему? Так надо! А вот теперь мы поймем, что так не надо, и как это можно вам доказать. Доказать это можно, раскрыв книгу, под названием «Минея», т.е. месячный сборник богослужений, где под 6 января стоит богослужение Богоявленское, в которое входит чин Великого освящения воды, тот самый чин, в результате которого на свет приходит святая крещенская вода. И вот, что мы с вами там читаем, в особом абзаце под церковнославянским названием «Зри», т.е. «Посмотри» или «Обрати внимание».
Святая вода — дар Божий...
Я прочитаю по-славянски и буду давать пояснения, если что-то не понятно. «Известно же буди всем о святой воде…» То есть,чтобы каждый нечто знал о святой воде. «Яко нецыи суть отлучающе себе от святыя воды вкушения ради, не добре творят…» Некоторые, которые отлучают себя от святой воды, не принимают святую воду, ради вкушения, то есть ради еды, делают недоброе дело. «Ибо благодати ради Божия дана бысть на освящение миру и всей твари святая вода».
На освящение миру и всему творению дана святая вода ради Божьей благодати, то есть это Божий дар. «И где есть сих разум, еже не пити сея?». Где их рассудок, где их здравый смысл, что они ее не пью? «Но да увеси, яко не вкушения ради ястия нечистота в нас есть, но от скверных дел наших …».
Но знай, не из-за еды в нас нечистота, не от того мы оскверняемся, делаемся непригодными к чему бы то ни было, что мы что-то поели, а от того, что сделали что-то плохо. Из-за скверных наших дел. Помните об этом. И избегайте предрассудков.
ЛАДАН для дома. Разница между домом и храмом.
Спросил меня один корреспондент про обычай использовать благовония, ладан. В храме хорошо знают, что это обычай, чин, каждения, возношения благовоний в моменты богослужений. А дома можно употреблять ладан? И какой-то такой критический взгляд, тот, кто употребляет дома ладан, тот уподобляет дом свой храму, и он практически раскол какой-то совершает. То, что принадлежит храму, он делает у себя дома. А между тем, это совершенно неправильно.
Разница между домом и храмом очевидна для всех. Разница между общественным и домашним богослужением очевидна для всех. Ладан как благовоние – источник приятного запаха, который напоминает церковную жизнь, церковное богослужение, он очень приятен для каждого человека. Продаются замечательные такие кадильницы, в которых можно поджечь кусочек древесного угля и положить сверху крупицу ладана или чашечка, которую можно поставить сверху на лампаду, с тем, чтобы сверху на нее положить крупицу ладана.
Таким образом дать своему дому этот приятный ладанный запах, присоединяющий, приближающий домашнюю обстановку к церковной. И в этом нет решительно ничего плохого. А противоположный взгляд – суеверный, который ладану, самому этому благовонию, приписывает какое-то магическое воздействие, которое присущее только храму, а дома его не может быть. И наоборот, может быть, хорошо его выкрасть из храма и устроить дома какое-нибудь языческое капище.
Ничему этому места не должно быть, ладан, как и многие другие материальные предметы, служит нашей молитве. Как в храме, так и дома. Спаси Господи.
О БОЖЬЕЙ ВОЛЕ, чрезмерном уповании, подмене понятий, о совести и глупости...
Приходится часто слышать такое выражение: что-то я собирался сделать, куда-то поехать или прочитать, или добиться, или научиться чему-то, но не получилось, ну, значит не было Божьей воли. Вот так: ну не выучилась, ну Божьей воли не было, ну и все. Хороший принцип, казалось бы, если люди вспоминают Бога, Божью волю, вспоминают, что без Божьей воли ничего не происходит. На самом деле это выражение не что иное, как заглушка для совести во многих случаях.
Конечно, если человек купил лотерейный билет за 50 рублей и захотел выиграть миллион и не выиграл, ясно, что не было Божьей воли. Он забыл про эти деньги и занялся текущими делами, вот, пожалуй, вариант, когда это выражение можно применить. Потому что Божья воля есть на все хорошее, и ее нет на все плохое. Мы исходим из того, что человек хочет сделать что-то хорошее, значит, Божья воля на все это есть. Но самое-то главное, что Божья воля реализуется через нас в этом мире.
Людям свойственно забывать, есть моменты, когда хочется об этом забыть, когда они переходят в состояние отрицания так называемого. Человек поссорился с женой, думает: «Ах, как она плохо сделала. Ну, видно, на то воля Божья. Ладно, я пойду схожу в ресторан, немножко развеюсь, немножко выпью, потом к друзьям съезжу» — больше можно не продолжать.
Другой пример, не столь драматичный...
Возьмем не столь драматичный вариант: человек вскопал огород, посеял что-нибудь: морковку, картошку, а поливать забыл, удобрять забыл, окучивать забыл, не до того. Вырос один бурьян, он говорит: «Ну, не было Божьей воли». Вот так люди живут, к сожалению. Не все, к счастью, но, к сожалению, некоторые. Так вот, дорогие друзья, давайте помнить, что Божья воля есть на все доброе, что происходит в этом мире. Но ничего доброго не происходит без нашего целенаправленного, сильного действия, без нашего участия в этой жизни, ведь это наша забота о том, чтобы это что-то получилось.
Все сразу не получится, я согласен. Вся картошка, само собой, тоже вряд ли вырастет размером с корабль, даже если люди будут стараться, и даже семейная жизнь идеальная, райская тоже не будет, она должна быть близка к райской. Морковка должна хорошая расти, картошка должна быть прекрасная, лучше, чем в магазине, вашими стараниями, вашими усилиями, тогда и реализуется Божья воля. Давайте, пожалуйста не забывать об этом.
«…ЗНАЧИТ, так было нужно»: вредный самообман.
Вопрос сегодняшний — довольно распространенное заблуждение, которое некоторых людей успокаивает и утешает, но это успокоение и утешение примерно такое же, как стакан водки для алкоголика. Никудышнее утешение. Вредное. Прекрасно все знают, что утешиться можно добрым делом — и недобрым делом. Вот это – недоброе утешение. Состоит оно вот в чём.
Человек вспоминает о каком-то недобром деле, каком-то грехе, который, может быть, он сам совершил, или участвовал, или был свидетелем... ну или над ним, может быть, это что-то произошло... Часто произносится такая фраза. «Ну, такова была Божья воля! Ну там было нужно!» Но там оскорбили тебя, обвинили, оклеветали, обворовали... не будем упоминать все неприятности, которые могут произойти. «Ну, значит, так было нужно». И на этом человек заканчивает рассуждение. Раз нужно, значит – нужно!
АСТРОЛОГИЯ ищет опоры. Но не находит.
Сейчас я произнесу одно слово, которое всем вам хорошо знакомо, но в христианской жизни оно совершенно не знакомо. Слово это – «гороскоп». Открываем любую газету, любой интернет-сайт – и всюду торчат гороскопы. Это отвратительно. Почему отвратительно? Потому что гороскопы – это суеверия, а астрология – это предрассудок. Это остаток оккультных учений или само по себе оккультное учение, которое не совместимо с православием.
Если взять определение Собора 1994 года, если мне не изменяет память, там будет сказано, что те, кто увлекается астрологией, готовьтесь к худшему, ибо вы сами отлучили себя от церкви. Это слова русских архиереев, единогласно принявших это определение на Архиерейском Соборе.
Но их слова не для всех имеют смысл, имеют значение. Немалое количество людей увлекаются совершенно другими источниками и говорят: «Ну как же вы можете спорить с астрологией, с гороскопом? Когда вот Луна, ведь притяжение Луны оказывает такое огромное влияние на Землю, даже приливы, морские приливы и океан, и те следуют притяжению Луны. Неужели вы думаете, что человек, человеческое тело, человеческая жизнь не будет подвержена изменению положения Луны?»
Что ответить людям?
Вот такие вот истории. Ну что ответить этим людям? Вместо того, чтобы пускаться с ними в пустые рассуждения, надо бы немного обратиться к механике, к физике. И напомнить этим людям, неразумным людям, что приливное воздействие тяготеющего тела пропорционально кубу расстояния между тяготеющим телом. И предложить им выполнить расчеты, каково воздействие Луны, приливное воздействие, Солнца, грузовика, к которому человек подошел (тоже массивный предмет) и просто вашего соседа или друга, которому вы пожимаете руку.
Конечно, Луна – очень тяжелый предмет, я согласен. Солнце еще гораздо тяжелее. Но если вы подошли к грузовику, который нагружен щебнем, то воздействие этого грузовика на вас будет в миллион раз больше, чем воздействие Луны. Примерно тоже в миллион раз больше будет воздействие приливной гравитационной силы от вашего брата или сестры, которым вы пожимаете руку. А если вы их целуете, то еще гораздо больше.
Напоследок
Хочу отметить, что у иеромонаха Макария много собственных публикаций. Свыше шестисот видеозаписей и около 15000 зафиксированных ответов на вопросы только в соц.сети Елицы. Конечно, опубликовать все в блоге невозможно. Выбираю самое актуальное на свое усмотрение с позволения священника. При этом не нарушаю категории и разделы, в которых размещены статьи и видео. Если кто захочет полностью познакомиться с публикациями, то сможет сделать это перейдя по ссылке Макарий (Маркиш).
Спасибо вам за внимание, дорогие читатели! Если вы хотите узнать больше о Боге, вере и церкви, то все публикации можете прочитать в рубрике "Мысли о вере". А также, задать любой вопрос священнику. Он готов помочь людям найти ответы на важные вопросы духовной жизни, православного просвещения и культуры. Простое и доступное изложение мыслей по той или иной тематике. Подписывайтесь на обновление статей, а также не забывайте рекомендовать статью своим друзьям в социальных сетях. Приглашаю посмотреть видеофильмы на моем канале You Tube.
Пусть у Вас всё будет хорошо, Вера.