Гармония семейных отношений
Блог Веры Зайцевой

Объяснения для неверующих с иеромонахом Макарием

Дата: 23.02.2020 в 21:57
Рубрика: Мысли о вере

Фото беседы о вере и неверии

Приветствую вас, дорогие друзья! Продолжаем серию публикаций на различные темы о вере, Боге, христианстве. А также религии, церкви и просто о жизненных ситуациях в рубрике "Мысли о вере".Сегодня тему назовем так «Объяснения для неверующих с иеромонахом Макарием».

Она будет представлена тремя статьями и видеофильмами. Ведет ее иеромонах Русской православной церкви, клирик Иваново-Вознесенской епархии Макарий Маркиш. Церковный публицист, миссионер, как в традиционном понимании, так и в интернет-пространстве, на радио, телевидении и в прессе. Автор многочисленных книг в жанре открытый разговор.

Коротко о иеромонахе Макарии

Родился в 1954 году, окончил Московский институт инженеров транспорта. Пятнадцать лет работал программистом в США. Окончил Свято-Троицкую духовную семинарию в Джорданвиле, штат Нью-Йорк. В 2002 году по возвращении в Россию принял постриг, в следующем году рукоположен в сан священника. Отец Макарий участвует в различных форумах, круглых столах. А также интернет-семинарах и конференциях, чтобы помочь людям найти ответы на важные вопросы.

В настоящее время он преподает в Ивано-Вознесенской Духовной семинарии. Любимый жанр публицистики отца Макария — открытый разговор. Священнику можно задать любой вопрос. Он готов помочь людям найти ответы на важные вопросы духовной жизни, православного просвещения и культуры.

Простое и доступное изложение мыслей по той или иной тематике. Пожалуй, рассуждения на самые разные темы, мудрые наставления иеромонаха Макария помогают избавиться от негативных мыслей и переживаний. С его позволения, интервью с ним можно прочитать по ссылке.

ОБЪЯСНЕНИЯ ДЛЯ НЕВЕРУЮЩИХ: индивидуальный подход

Добрый вечер, друзья! В наше время возникают споры или недоразумения между людьми неверующими или маловерующими и людьми христианского вероисповедания. Когда от нас, христиан, требуют, добиваются каких-то объяснений, пояснений, разъяснений всевозможных, тех или иных элементов христианской веры. Иногда это что-то простое, например, для чего нужна икона? Иногда это бывает гораздо сложнее. Когда спрашиваю, сколько идет евхаристия и зачем это нужно?

Иногда даже высказывают богохульные тезисы, которые нужно опровергать. Одно дело, когда с нами говорит человек верующий, но другой конфессии, католик или лютеранин. Тут сравнительно легко найти общий язык. А если это человек посторонний, чужой, неверующий – как с ним говорить, как давать объяснения? Как объяснять веру неверующим людям? Эта ситуация – одна из задач апологетики.

И вопрос, который задают верующие люди священнику, он очень характерный – как объяснить то, это и так далее? В зависимости от сложности и глубины вопроса, мы должны больше внимания уделять личности спрашивающего. Отвечать на сложные вопросы в зависимости от того, что же за неверующий их задает. Поскольку людей очень много, мы не можем рассказать обо всех возможных вариантах. Но я расскажу о двух из них.

Два возможных варианта

В обоих случаях оказывается объяснение и не нужно, как ни странно. Мы с вами всех неверующих разделим на злокачественных и доброкачественных, как в медицине. Как родинки на руке, которые не приносят никакого вреда, и опухоли, которые могут человека погубить. Так вот, неверующего человека, я надеюсь, они не обидятся из-за такой аналогии, мы назовем злокачественным, если его приходу в церковь препятствует неприязнь и злоба, отталкивание, отторжение от Христа. Если он нас не любит. Да, есть такие люди, об этом прямо говорит Спаситель: «Если мир вас ненавидит, то он Меня прежде вас возненавидел».

Но не надо из этого делать трагедию, нужно просто трезво смотреть правде в глаза. Если вы встречаете такого человека и понимаете, что его проблема – это неприязнь, что ему мешает она, не надо впустую пускать в объяснения. Вы все равно ничего не объясните. Как себя с ним вести – нужно смотреть по личным обстоятельствам, думать. Не возбуждать не стимулировать, не провоцировать эту ненависть. Но если он так хочет что-то узнать, нужно сказать, что вот стоит энциклопедия, открываете на букву «е», там евхаристия, и читаете. Вот примерно так.

Не пускайтесь в объяснения

Не пускайтесь в объяснения, не нужно портить нервы себе и увеличивать градус неприязни вашего оппонента. Ну, таких злокачественных неверующих, к счастью, мало. А кто такие доброкачественные неверующие? Это те, кому мешает незнание. Которые не держат в сердце неприязни, которые от нее свободны, но им мешает незнание, неинформированность, невежество, непросвещенность.

Таким людям объяснять евхаристию, что это означает и какое место она занимает в церковной жизни, тоже не надо. Все равно, как первокласснику объяснять высшую математику. Этого доброкачественного неверующего нужно поддержать в его движении ко Христу и ободрить его, утешить, сказать, что не все сразу. И дать ему элементарные направления, элементарные импульсы к постижению духовной и христианской жизни.

А в данном конкретном случае просто дать те главы из Евангелия, где речь идет о Тайной Вечере, каждому свое. Но пытаться объяснить так, как пытаются объяснить устройство утюга не надо ни в первом случае, ни во втором. Просто потому что это бесплодно и методически неправильно. Просто дать этому человеку добрый ответ и направить его к дальнейшему постижению христианства. Вот, пожалуй, так стоит это дело и рассматривать, этот непростой вопрос. Всего доброго.

 

ОБЪЯСНЕНИЯ ДЛЯ НЕВЕРУЮЩИХ, — чтобы не испортить дело!

Был разговор у нас про объяснение христианства неверующим. Он шел о том, что большинство неверующих можно отнести к доброкачественным, к тем людям, которым мешает не неприязнь, не злая воля, а всего лишь недостаток знаний. И вот тут разделяемые на доброкачественных и злокачественных, как в онкологии, и поневоле вспоминаешь одно явление в медицине, довольно опасное и неприятное.

Носит оно название в медицине «малигнизация» — превращение доброкачественных образований в злокачественные. Когда у человека есть родинка и он начинает с ней какие-то манипуляции, эта безвредная родинка может превратиться в злокачественную опухоль. Такие же вещи бывают иногда и с более серьезными случаями, когда врач говорит, что образование доброкачественное, оперировать не будем, чтобы оно не превратилось в злокачественное и не пошло метастазами.

Приходится потерпеть, чтобы не было хуже

Потом приходится потерпеть, чтобы не было хуже. Вот буквально то же самое может происходить и происходит с нашими маловерующими или неверующими соседями, друзьями и родственниками, когда мы беремся за дело их просвещения без понятия, как та самая бабка-гадалка, неопытный хирург или человек, который ковыряет свою родинку.

Начинаем их ковырять, начинаем им что-то такое впаривать, говоря простым языком, без рассуждения, без мысли о личности этих людей. Если им что-то неведомо, то их нужно просвещать, но если мы делаем это свысока, унижаем их тем самым, хвалимся своим знанием, своим христианством, то если у них и не было вначале неприязни к церкви, неприязни к Христу, то на этой самой почве она может возникнуть. Мы это, к сожалению, наблюдаем иногда и среди близких людей, когда, чаще мужчина в отношении жены начинает возноситься, унижать ее…

Понятно, да, что может произойти между супругами, когда отношения между ними не лучшие, если при этом один из них называет себя христианином и свое христианство делает инструментом не мира, не любви, не единства, не благополучия в семейной радости, а возношения, укоров, обличения и так далее, то превращается доброкачественное образование в злокачественное, и возникает неприязнь и ненависть к Христу. Избави вас, Господь, от такой беды.

 

БЕЗ СТРАХА И СОМНЕНИЙ, почему неверие ассоциируется с именем апостола Фомы

Христос Воскресе! Начинается Фомина неделя, следующее воскресенье после Пасхи. Она же Антипасха, против Пасхи стоящая, памяти апостола Фомы. Выражение «Фома неверный» или «упрямый, как Фома» известно среди людей. Часто с именем апостола Фомы ассоциируются сомнения и неуверенность, неврозы, когда человек живет в мире страхов, в мире неуверенности, постоянно с какими-то очень нежелательными, непонятными эмоциональными порывами.

И создается вопрос, как же от этого избавиться? Молиться? Да, мы молимся, мы стараемся, но наши молитвы далеко не всегда нас мобилизуют к избавлению от этих сомнений. Апостол Фома когда был избавлен? Когда он встретил Спасителя лицом к лицу. Нам тоже надо встретить Спасителя лицом к лицу в Его Святой Церкви и осознать очень важный принципиальный факт христианского миропонимания, понимание человека.

Наши сомнения внутри нас

Наши сомнения, помыслы, страхи, недоумение, неуверенности внутри нас. Если бы они были снаружи, было бы просто. Мы бы сказали, что все, что нам говорят — ложь. А когда они внутри нас, да, я ощущаю, что они во мне, но они не наши. Наш внутренний мир — это двери в мир невидимый. Помыслы, сомнения, страхи и тому подобное негативное воздействие входят в мой внутренний мир из мира демонического, бесовского.

Они меня атакуют и поселяются у меня внутри. Что мне делать? Прекрасная аналогия с вирусами. Вирусы тоже внутри меня, они не мои. Они сами по себе, они не имеют жизненного начала, это ошибки в ДНК в ходе синтеза белка внутри клетки. Это ошибочные элементы. Эти клетки могут меня убить, если они меня не убьют, они сбивают с ног. Я болею, чихаю, кашляю, распространяю эти вирусы своим дыханием, они распространяются на других людей. Как с этими вирусами бороться?

Будьте христианами не на словах, а на деле...

Невозможно сделать так, чтобы их не было, но можно выработать к ним иммунитет, невосприимчивость. Здоровый организм имеет в себе вирусы, но они меня не терзают. Сопротивляемость вирусам — это физическое здоровье, а сопротивляемость страхам и сомнениям — это мое духовное здоровье, это мое участие в Таинствах Церкви, это мое приобщение ко Христу, Его Святым Таинствам во всей полноте.

Вот вам и ответ: будьте христианами не на словах а на деле, и вы будете духовно здоровыми. И все эти сомнения не исчезнут, они по-прежнему будут, но вы не будете им поддаваться так же, как здоровый организм не поддается вирусам. Вот вам простой и совершенно христианский ответ на вопрос о страхах и сомнениях, которые мы по какой-то причине иногда ассоциируем с именем апостола Фомы.

Напоследок

Хочу отметить, что у иеромонаха Макария много собственных публикаций. Свыше шестисот видеозаписей и около 15000 зафиксированных  ответов на вопросы только в соц.сети Елицы. Конечно, опубликовать все в блоге невозможно. Выбираю самое актуальное на свое усмотрение с позволения священника. При этом не нарушаю категории и разделы, в которых размещены статьи и видео. Если кто захочет полностью познакомиться с публикациями, то сможет сделать это перейдя по ссылке Макарий (Маркиш).

Спасибо вам за внимание, дорогие читатели! Если вы хотите узнать больше о Боге, вере и церкви, то все публикации можете прочитать в рубрике "Мысли о вере". А также, задать любой вопрос священнику. Он готов помочь людям найти ответы на важные вопросы духовной жизни, православного просвещения и культуры. Простое и доступное изложение мыслей по той или иной тематике. Подписывайтесь на обновление статей, а также не забывайте рекомендовать статью своим друзьям в социальных сетях

Пусть у Вас всё будет хорошо, Вера.

Похожие статьи
Оставить комментарий
:p :-p 8) 8-) :lang: :lol: :-pp