Top.Mail.Ru
Этапы развития детей от младенчества до подросткового возраста.
Гармония семейных отношений
Блог Веры Зайцевой

Этапы развития детей от младенчества до подросткового возраста

Дата: 11.08.2021 в 23:17

Этапы развития детей от младенчества до подросткового возраста

Приветствую вас, дорогие друзья! Продолжаем цикл публикаций на семейную тематику в рубрике "Семейная психология«. Тема сегодня такая – „Этапы развития детей от младенчества до подросткового возраста“. Рубрику ведет семейный психолог – Виктория Маркелова. Интервью с ней можно прочитать здесь.

Этапы развития детей от младенчества до подросткового возраста

Психическое развитие ребенка – очень сложный, тонкий и длительный процесс, на который влияет множество факторов. Представление о том, как проходит тот или иной этап поможет вам не только лучше понять своего ребенка, но и вовремя заметить задержку развития и принять соответствующие меры.

Отношения с ребенком –»МЫ". Этапы развития детей от 0 до 3-х лет.

С момента зачатия, самое важное для ребенка – это чувство, что он здесь нужен, он важен и он желанный. Когда ребенок появляется на свет, очень важно, чтобы с ним была рядом мама, потому что 9 месяцев он находится в утробе, он слышит биение маминого сердца, это самый близкий человек.

Этапы развития детей от младенчества до подросткового возраста

Он был внутри под надежной защитой, и очень хорошо, когда в роддоме есть возможность сразу ребеночка дать маме, потому что так начинает формироваться привязанность. Зависимость и привязанность разные вещи. Формирование здоровой привязанности начинается с рождения. Он должен чувствовать, что есть «мы», он еще сам по себе существовать не может. Если мы бросим ребеночка одного, он погибнет. Ему нужен взрослый человек, который будет о нем заботиться.

Эффект госпитализма

Есть такое понятие «эффект госпитализма» – это естественный эксперимент, проведенный после войны. Тогда было очень много детей-сирот в больницах, и если детям не оказывали эмоционального внимания, а только ухаживали за ними, пеленали, кормили и все – эти дети не выживали. Они очень сильно болели и умирали. Выживали только дети, которые чувствовали интерес к себе. Задумайтесь, насколько это важно: улыбка, взгляд, объятия и нахождение рядом с телом.

В наш советский период считали, что надо лежать в отдельной кровати, не брать ребенка, это негигиенично. Моя бабушка была простой деревенской женщиной, которая говорила, что все эти правила – это все ерунда. Мы годами в деревнях воспитывали детей. Ребенок просто находился с мамой, это было вполне органично и никто его специально не откладывал, по часам никто не кормил. Ребенок должен находиться в естественном процессе, он должен чувствовать грудь своей мамы.

Конечно, важно грудное вскармливание, потому что формируется очень сильная привязанность. Когда вы до полутора лет находитесь с вашим ребенком, постоянно его собой носите, кормите его грудным молоком, то вы можете понять как Господь мудро все устроил. Потому что таким образом у ребенка формируется самое важное: доверие к миру через мать, через вот это нахождение с ней.

И когда уже дети подрастут и не будут вас так часто видеть, как хотелось бы, но первоначальная база заложена, то появляется возможность находиться в любви, понимании и есть признание, что мама делает важное дело, при этом она вас любит. Эту привязанность ничем не разорвать, до 3-х лет не может быть и речи о яслях. Ищите варианты любые, ребенок должен находиться с вами, в семье, ему социум еще совершенно не нужен. Формируются основные вещи: привязанность, любовь и забота.

Отношения с ребенком — «Я и ТЫ». Этапы развития детей от 3-х до 7-ми лет.

Важный этап развития жизни ребенка, который называется «мы». Когда ребенок маленький, говорят: «Мы покушали, мы погуляли» — нет отделения, мама в этот момент сращивается с ребенком. Это правильно и хорошо, но это должно быть не навсегда, потому что следующий очень важный этап, когда должно появиться «я», когда ребенок должен понять, что он отдельный человечек, который может жить самостоятельно.

Наша с вами задача не сформировать идею «он без меня не может», мы должны сказать: «Какое счастье, что мой ребенок может без меня». Это процесс постепенный, где-то с 3-х лет появляется «я сам» — это заложен самим Господом такой психический процесс, что ребенок начинает говорить «я сам», потому что ему очень важно в этот момент понять, что есть это «я».

Здесь важно разделить на «я» и «ты». Есть я, есть моя мама, мой папа, мои сестры, братья, есть другие люди. Помимо семьи, ребенок начинает видеть, что есть другой мир. Сначала он думает, что моя семья и есть мой мир и поэтому формируется базовое доверие к миру. Это важные этапы разделения на «я» и «ты». Приходят мамочки, у них уже дети-подростки, а бывает и сильно подросшие, мама говорит: «У нас проблемы с геометрией».

Дайте возможность ребенку отделится...

«У нас» – это 17-летний мальчик-подросток, и вот «у нас проблемы с геометрией, мы не можем сконцентрироваться». Я спрашиваю: «Вы тоже сдаете геометрию в школе?» — «Нет» — «Значит, у вашего ребенка проблемы с геометрией?». А мама даже не понимает, какая разница? Неужели тебе непонятно, глупый психолог. Мы же тебе говорим, у нас проблемы с геометрией. Это очень важно, потому что наши языковые формулировки формируют мысли, а за этим уже наши действия.

Этапы развития детей от младенчества до подросткового возраста

Если я считаю, что есть одно сплошное «мы», я не даю возможность ребенку отделиться. Мамочка свою жизнь прожила и твою проживет. Но наша задача вырастить ребенка, чтобы уже он сам воспитывал детей. Вот, к чему мы должны сами стремиться. Очень важно, чтобы мы с определенного этапа жизни признали, что мои дети могут без меня. Это счастье для родителей, знать, что я вырастил своих детей так, что они могут быть без меня.

Таким образом, мы благодарим Бога, потому что в нашем доме ребенок гость. Это чужая душа, данная на воспитание. Это милость Бога, что Он дает нам возможность быть родителями, и Он нам доверяет Свое дитя. Это дитя принадлежит Богу, не нам с вами, нам просто милость оказывается воспитывать этого ребенка. Помните о том, что ваш ребенок – это отдельная личность, он вам не принадлежит, и тогда все у вас получится, и будет между вами любовь.

Подростковый возраст

Следующий этап – это от 7-ми до 14-ти лет. 7 лет – это важный рубеж, необходимо именно в этот момент заложить любовь к обучению, потому что в этом возрасте у них есть старание получать пятерки и быть самыми лучшими. Это палка о двух концах. Потому что, если мы начинаем чрезмерно требовать от ребенка именно оценок, тогда речь не идет о безусловной любви, а как раз мы очень сильно их оцениваем.

Для личности это не очень хорошо, потому что задача наша не чтобы у них были пятерки, а чтобы у них был интерес к учебе и желание учиться, познавать мир во всей его полноте. Мы должны стремиться к получению именно знаний, а не просто каких-то оценок. Когда они входят в фазу подросткового возраста, ведущая деятельность меняется, и здесь выходит на первый план общение.

Что важно для подростка

Для подростка очень важно общение, они будут говорить по телефону, переписываться в социальных сетях, вы с этим ничего поделать не сможете. Если к 7-ми годам у ребенка сформирована любовь к обучению, тогда в подростковому возрасту дети учатся «на старых дрожжах», им просто все дается легко.

Этапы развития детей от младенчества до подросткового возраста

А если это не было сформировано, тогда вряд ли получится, чтобы ребенок начал учиться в 14 лет. Любой ваш запрет на общение будет вызывать противодействие, поэтому очень важно позволить им общаться, но надо объяснять, что мы не можем проводить сутки в общении, всему свое время. Подростковый возраст характеризуется тем, что подростку надо отделиться от родителей, это ему необходимо, поэтому очень часто происходит подростковый бунт, когда дети начинают обесценивать родителей.

Это тоже закономерный этап и не стоит обижаться на это. Чем больше вы будете внимательны к своим детям, чем лучше вы будете понимать, что с ними происходит и учитывать это, тем будет легче в этот период. Ваша задача в этот момент выжить в этом состоянии, это тяжелое испытание для семьи – подросток.

Но чем больше у вас будет любви и понимания происходящего, как ему сложно, задумайтесь, там гормональный рост, растут руки, ноги, они не понимают, что с ними происходит. У них формируется отношения к себе, потому что меняется все. Это нужно пережить, очень важно в этот момент, чтобы оставалась любовь к детям, потому что только любовь может все покрыть, больше ничего.

Напоследок

Оставайтесь в контакте со своими детьми. Именно в подростковом возрасте они, как никогда, нуждаются в вашем внимании и в вашей любви. Родители должны хорошо понимать особенности психического развития своего ребенка и помочь ему благополучно преодолеть все возрастные кризисы, направить формирование его характера и личности в правильное русло.

Спасибо вам за внимание, дорогие читатели! Если вы хотите узнать советы семейного психолога, подписывайтесь на обновление статей в рубрике "Семейная психология". Также не забывайте рекомендовать статью своим друзьям в социальных сетях! Приглашаю посмотреть все видеофильмы на моем канале YouTube .

Пусть у Вас всё будет хорошо, Вера.

Этапы развития детей от младенчества до подросткового возраста

Похожие статьи
Оставить комментарий
:p :-p 8) 8-) :lang: :lol: :-pp