Грандиозное эго: сущность и проявление.
Гармония семейных отношений
Блог Веры Зайцевой

Грандиозное эго: сущность и проявление

Дата: 20.11.2021 в 18:14

Грандиозное эго: сущность и проявление

Приветствую вас, дорогие друзья! Продолжаем цикл публикаций на семейную тематику в рубрике "Семейная психология". Тема сегодня такая – «Грандиозное эго: сущность и проявление». Рубрику ведет семейный психолог – Виктория Маркелова. Интервью с ней можно прочитать здесь.

Содержание статьи

Любовь к себе. Возлюби ближнего как самого себя

Сегодня у нас очень важная тема, может быть, она даже будет не в одном видеообращении, это любовь к себе. Господь сказал в Евангелии: «Полюби ближнего, как самого себя». И это очень сложная фраза, она очень глубокая и очень важная в нашей жизни. Мы ее порой неверно понимаем или вообще как бы опускаем. Здесь очень важная часть «как самого себя», то есть насколько мы можем относиться к себе, настолько мы можем любить и относиться к ближнему. Это тоже закон психики, который научно подтвержден…

Только, что есть у нас внутри мы можем дать. Только то, чем наполнено наше сердце, каким отношением, какими чувствами наполнено оно, только то мы отдаём вовне. Бывает такое, конечно, что человек к себе относится очень плохо, например, а к кому-то как бы очень хорошо. Но это тогда будет ненадолго, уверяю вас. Это ненадолго, потому что это некое такое желание просто быть хорошим для кого-то. Оно рано или поздно закончится.

Так давайте поговорим сегодня – что же такое любовь к себе, потому что очень часто говорят: «Ну как это так я буду себя любить? Это эгоизм».  Эгоизм, конечно, тоже одна отдельная большая тема, которая вызывает очень много недоумений. Но эта любовь к себе, особенно у нас у православных людей, все понятия уже в голове перепутаются и не очень понятно, как же это значит – любить себя.

Мне вам хочется, как бы, наверное, с двух сторон зайти в этой теме. С одной стороны, любовь к себе – это в каждом из нас есть образ Божий, это как та искорка Божья, которая есть в каждом человеке. Ребёнок рождается, и он ещё такой открытый к жизни. У него есть свои переживания уже, но тем не менее он открыт этому миру. Это такое вот состояние детскости в душе, открытости, радости, удивления познанию миру.

Вот что-то такое чистое, очень светлое. Вот этот образ маленького ребёнка всегда в нас остаётся, вот той искренности и такой открытости, такой чистоты. В каждом человеке он есть. Так создан человек по образу и подобию Божьему. Да, есть, конечно, в нас и человеческая природа греховная...

Эгоизм. Сущность и проявление

Сегодня мы продолжаем тему о любви к себе. Такое очень частое заблуждение есть, любовь к себе воспринимается как эгоизм. Это смешение стереотипных понятий, которое с нами происходит в глубоком детстве, и потом мы не задумываемся, что же такое эгоизм на самом деле, как он проявляется... Я всегда людей, которые ко мне приходят, спрашиваю, как они понимают, что же такое эгоизм. «Я такая страшная эгоистка!». Вот что же такое «страшная эгоистка»?

Чего только люди не отвечают на это! Конечно, если у вас есть десять пар обуви, а вы еще десять пар покупаете, это проявление даже не столько эгоизма, сколько проблемы невротической – не насыщаемости, отсутствия любви к себе, уважения, и с помощью вещей, например, мы пытаемся удовлетворить лишь ту пустоту, глубочайшую пустоту, которая есть в нашей душе...

Грандиозное эго

Сегодня я с вами хочу поговорить о чем-то грандиозном. На самом деле – о нашей грандиозной части. Такая грандиозная часть есть у каждого из нас. Сейчас, наверное, многие подумают: «Нет, нет. Я – человек совершенно скромный. Ничего грандиозного о себе не думаю». Но сейчас мы посмотрим, как вы о себе думаете? Грандиозная часть считает, что все может и предъявляет очень большие требования к себе и к миру.

Например, грандиозная часть считает, что она должна все делать идеально: идеально убраться, идеально написать какую-то работу, будь то курсовая или дипломная. Все должно быть идеально, грандиозно. То же самое, когда я выступаю, должна идеально выглядеть, идеально говорить, не произносить никаких лишних слов и все вокруг должно быть идеальным.

Из-за этой своей грандиозной части мы часто думаем, что знаем как надо, как должно быть и очень часто начинаем переживать о том, что если бы мы сделали то или это, то было бы по-другому. Или думаем, что мы можем влиять на жизнь других людей: стояло бы нам поступить как-то иначе, внести какую-то коррективу и весь сценарий пошел бы по-другому.

Но главное, все это сводится к одному убеждению, что все это зависит от меня. Возникает иллюзия собственного всемогущества. Конечно, в момент каких-то потерь, когда что-то происходит с нашими близкими, или мы их теряем, оно включается, как защитная реакция психики. Тогда мы начинаем думать о том, что если бы поступили иначе, то этого бы не произошло.

Или когда мы попадаем в какую-то неприятную ситуацию, то начинаем обдумывать, какие варианты нашего поведения мы не использовали, чтобы не допустить неприятностей. Начинаем проявлять недовольство собой и думать, что если бы туда не пошли, то было бы все иначе, а если бы это не говорили, все закончилось бы хорошо.

Возникает иллюзия нашего всемогущества, которая сводится к тому, что мы управляем собой, другими людьми, миром вокруг, и это все зависит от нас. Конечно, это не совсем так, а точнее – совсем не так. Ведь что-то от нас зависит, а что-то не зависит совершенно. На что-то мы можем влиять, а на что-то нет. Вообще, мир не подвластен нам и не под нашим контролем.

Сколько бы мы не создавали в русле научно-технического прогресса, мы все равно не можем проконтролировать жизнь, события вокруг нас, не можем все сделать грандиозно и правильно, не можем знать наперед о последствиях. Совершаем какой-нибудь выбор и часто о нем жалеем. Во всех этих ситуациях мы упускаем самое главное: все, что с нами происходит в жизни – это наш опыт. И случилось ровно так, как и должно было случиться и никак по-другому.

Принять вот этот свой собственный опыт и свою жизнь – очень важно. Когда мы обращаемся к таинству исповеди, где исповедуем свои тяжелые переживания, свои грехи, мы это делаем для очищения души и исправления своей жизни. Стараемся исправить свою жизнь, и просим у Бога прощения. И что, нередко, у нас получается? Теоретически мы знаем, что Господь прощает. Прощает по Своей милости, своей любви, но не по нашим заслугам.

Мы посылаем Господу наши искренние просьбы и мольбы и Он нас прощает. Но мы продолжаем, например, себя осуждать, корить и бесконечно проигрывать сценарий о том, как если бы я поступил по-другому, то изменил бы ход своей жизни или же другого человека. Что еще проблематичнее – другого человека. Особенно грешат этим мамы, когда думают, что безгранично владеют своими детьми и управляют их жизнью. Особенно, когда дети достигли подросткового возраста, а тем более, если им уже по 19-ть, 20-ть лет.

Это – совершеннолетние люди, которых мы продолжаем воспитывать, учить и считать их своей собственностью. И мы уверены, что даже уже выросшие дети и их поведение, и их выбор, чуть ли не наша ответственность. Что мы должны за это отвечать, и как будто бы в состоянии сделать по-другому. Но мы не учитываем один факт, что даже в одной семье...

Напоследок

Задумайтесь, пожалуйста, можете ли вы сказать, что любите в себе этот образ Божий, уважаете или, вообще, задайте вопрос: «А как я к себе отношусь?». Есть очень большая разница в отношении к себе и к своим поступкам.

Спасибо вам за внимание, дорогие читатели! Если вы хотите узнать советы семейного психолога, подписывайтесь на обновление статей в рубрике "Семейная психология". Также не забывайте рекомендовать статью своим друзьям в социальных сетях! Приглашаю посмотреть все видеофильмы на моем канале YouTube.

Пусть у Вас всё будет хорошо, Вера.

Зависимость: ее формирование и исправление

Похожие статьи
Оставить комментарий
:p :-p 8) 8-) :lang: :lol: :-pp